Поддержите наш сайт

Кошельки WebMoney
R100422485116
Z219248449031

номер счета Яндекс.Деньги
410011036240475



ино-Странные записки


Записки начинающего правозащитника

Наши победы

КУЛИК И ДР. ПРОТИВ РОССИИ

БУРКОВ ПРОТИВ ГУГЛ

МИХАЙЛОВА ПРОТИВ РОССИИ

БРАГИНА ПРОТИВ РОССИИ

КОНЫГИН против РОССИИ

АБРАМЧУК против РОССИИ

Тимошенко и др. за свободные выборы

НОЖКОВ против РОССИИ

РОЖИН против РОССИИ

КАРПЕНКО против РОССИИ

БОРИСОВ против РОССИИ

ПРОШКИН против РОССИИ

ШАРКУНОВ и МЕЗЕНЦЕВ против РОССИИ

ГОРСКАЯ против РОССИИ

ЗАХАРКИН против РОССИИ

ХАЛИУЛЛИН против РОССИИ

БУТУСОВ против РОССИИ

РАНЦЕВ против КИПРА и РОССИИ

ПОРУБОВА против РОССИИ

КОЗЛОВ против РОССИИ

ДОКУКИН против ПРАВИТЕЛЬСТВА

ПОНЯТОВСКИЙ против ПРАВИТЕЛЬСТВА

СУТЯЖНИК против РОССИИ

РАКЕВИЧ против РОССИИ


Обмен ссылками

Московская Хельсинкская Группа

Консультативный Совет региональных профсоюзных объединений

Тюремные новости

Екастройка. Свердловск/Екатеринбург на рубеже веков

Правовая помощь в Узбекистане

Пермский региональный правозащитный центр

 

Казарин Игорь

Секретариат Конституционного Суда РФ v. заявителя... в стадии предварительного рассмотрения Конституционным Судом РФ «повторного» обращения заявителя

13.07.2007

21 декабря 2006 г. Конституционным Судом РФ принято 92 определения об отказе в принятии к рассмотрению жалоб заявителей. Указанные решения Конституционного Суда РФ являются окончательными и не подлежащими обжалованию. 13 апреля 2007 г. российским омбудсменом В. Лукиным был опубликован Доклад о деятельности Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации за 2006 год. Что может быть общего между указанными событиями и правом заявителя, повторно обратившего в Конституционный Суд РФ на основании пп. 4 ч. 2 ст. 40 Закона о Конституционном Суде? Разрешение указанных вопросов в их взаимосвязи привело к принципиально иной интерпретации тезиса «подобной практики нет в других судах, осуществляющих иные виды судопроизводства».

 

«В случае, когда Суд приходит к выводу об обоснованности уведомления Секретариата, он принимает решение об отказе в принятии жалобы к рассмотрению. При этом факт уведомления отмечается непосредственно в решении Суда, тем самым подчеркивается участие Секретариата в изучении обращения и его особая роль в осуществлении конституционного судопроизводства. Подобной практики нет в других судах, осуществляющих иные виды судопроизводства».

Начальник Управления конституционных основ административного права Секретариата Конституционного Суда РФ Е.В. Тарибо-1.

Вместо предисловия

21 декабря 2006 г. Конституционным Судом РФ принято 92 определения об отказе в принятии к рассмотрению жалоб заявителей-2. Указанные решения Конституционного Суда РФ являются окончательными и не подлежащими обжалованию.

13 апреля 2007 г. российским омбудсменом В. Лукиным был опубликован Доклад о деятельности Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации за 2006 год-3.

Что может быть общего между указанными событиями и правом заявителя, повторно обратившего в Конституционный Суд РФ на основании пп. 4 ч. 2 ст. 40 Закона о Конституционном Суде? Разрешение указанных вопросов в их взаимосвязи привело к принципиально иной интерпретации тезиса «подобной практики нет в других судах, осуществляющих иные виды судопроизводства».

Немного «теории»

В соответствии с пп. 4 ч. 2 ст. 40 Закона о Конституционном Суде Секретариат Конституционного Суда уведомляет заявителя о несоответствии его обращения требованиям данного Федерального конституционного закона. При этом заявитель вправе потребовать принятия Конституционным Судом решения по этому вопросу.

Частью 1 § 10 Регламента Конституционного Суда РФ-4 установлен порядок рассмотрения Конституционным Судом повторного обращения заявителя, не согласного с выводом Секретариата о несоответствии жалобы требованиям Закона о Конституционном Суде: «Председатель Конституционного Суда поручает одному или нескольким судьям … провести проверку обоснованности принятого Секретариатом решения. Результаты проверки не позднее месяца докладываются судьей в пленарном заседании». С учетом требований ст. 41 Закона о Конституционном Суде и ч. 2 § 10 Регламента под «результатами проверки» следует понимать заключение судьи (судей) Конституционного Суда, которое докладывается в пленарном заседании Конституционного Суда РФ.

Согласно требованиям ст. ст. 41 и 42 Закона о Конституционном Суде «повторная» жалоба заявителя подлежат рассмотрению на пленарном заседании Конституционного Суда РФ не позднее 3 месяцев с момента ее поступления и регистрации в Секретариате Конституционного Суда РФ.

Определением от 23 мая 2006 г. № 179-О Конституционный Суд сформулировал следующую правовую позицию: «Разрешение вопроса о соответствии обращения требованиям ФКЗ «О Конституционном Суде РФ» осуществляется Конституционным Судом РФ в процедуре предварительного рассмотрения обращений, которая не предполагает обязательного приглашения сторон, их участия в заседании Конституционного Суда РФ, поскольку позиция заявителя изложена в его обращении, на данной стадии конституционного судопроизводства не принимается решения по существу поставленных в обращении вопросов, а проверяется, относится ли разрешение данных вопросов к компетенции Конституционного Суда РФ и является ли обращение допустимым в соответствии с требованиями ФКЗ «О Конституционном Суде РФ»-5.

В Определении от 18 декабря 2003 г. № 496-О было указано, что на этапе рассмотрения вопроса о соответствии обращения требованиям Закона о Конституционном Суде положения статьи 53 Закона не подлежат применению, поскольку данный вопрос разрешается Конституционным Судом РФ не в процедуре открытого судебного заседания, а в условиях совещательной комнаты, что исключает как присутствие участников процесса на заседании Конституционного Суда РФ, так и последующее их ознакомление с протоколом и стенограммой заседания-6.

Также следует упомянуть Определение от 21 апреля 2005 г. № 125-О, в котором Конституционный Суд РФ отметил, что процедура предварительного рассмотрения обращений «не предполагает приглашение сторон, их участие в заседании Конституционного Суда РФ и, следовательно, их право требовать ознакомления с протоколом и стенограммой такого заседания и приносить на них свои замечания». При этом Конституционный Суд пришел к выводу, что «информирование заявителя о принятом по его обращению решении осуществляется путем направления ему в обязательном порядке заверенной копии определения Конституционного Суда РФ»-7. Как выяснилось в дальнейшем, основанием для обращения заявителя В. Архипова в Конституционный Суд явился отказ Секретариата КС РФ в праве на ознакомление его с материалами дела, уже рассмотренного Конституционным Судом в пленарном заседании с вынесением «отказного» определения по жалобе заявителя-8.

День Девяносто Двух Решений Конституционного Суда РФ

11 мая 2006 г. Бабук Юлия Игоревна (далее - заявитель) обратилась в Конституционный Суд РФ с Жалобой на нарушение конституционных прав заявителя положениями п. 1 ст. 450 части первой Гражданского кодекса РФ, примененных судом в двух гражданских делах с его участием (далее - Жалоба).

В Жалобе заявитель отметил, что положения Конституции РФ, нормы международного права и общеобязательные правовые позиции, изложенные Конституционным Судом РФ в Постановлении от 23 февраля 1999 г. № 4-П, игнорируется судами общей юрисдикции в силу письменных указаний Заместителя Председателя Верховного Суда РФ В. М. Жуйкова, а также судебной практики Президиума Верховного Суда РФ. В итоге нижестоящим судам фактически вменено в обязанность применять п. 1 ст. 450 ГК РФ при рассмотрении исков вкладчиков к Сбербанку России как основания для отказа в удовлетворении исков-9.

19 июля 2006 г. в адрес заявителя поступило письмо Секретариата КС РФ от 30 июня 2006 г., в котором Главный консультант Управления конституционных основ частного права Секретариата А.А. Ламинцев уведомил о несоответствии Жалобы требованиям Закона о Конституционном Суде. При этом в мотивировочной части Уведомления была процитирована правовая позиция Конституционном Суде РФ, изложенная в Определении от 24 мая 2005 г. № 170-О-10.

20 июля 2006 г. на основании пп. 4 ч. 2 ст. 40 Закона о Конституционном Суде, заявитель повторно обратился в Конституционный Суд. В специальном Заявлении было акцентировано внимание Конституционного Суда РФ на факте искажения А.А. Ламинцевым предмета Жалобы и правовой позиции заявителя, а также на явную ошибку указанного должностного лица в юридической оценке рассматриваемых в Жалобе правоотношений (в части необоснованного смешения практики применения договора срочного банковского вклада и договора банковского счета). Кроме того, заявитель поставил перед Конституционным Судом РФ следующие вопросы: пересматривал ли Конституционный Суд правовые позиции, изложенные в Постановлении от 23 февраля 1999 г. № 4-П; применялась ли при этом Конституционным Судом процедура, установленная статьей 73 Федерального конституционного закона?

27 июля 2006 г. Заявление, повторно направленная Жалоба и прилагаемые к ним документы поступили в Секретариат КС.

16 сентября 2006 г. заявитель был уведомлен Секретариатом о том, что вопрос о возможности принятия Жалобы к рассмотрению Конституционного Суда РФ будет решен в пленарном заседании в порядке очередности, о результатах будет сообщено дополнительно.

20 марта 2007 г. в адрес заявителя поступило Определение от 21 декабря 2006 года № 549-О, в котором Конституционный Суд отказал в принятии к рассмотрению Жалобы, поскольку она не отвечает требованиям Закона о Конституционном Суде, и поскольку разрешение поставленного в ней вопроса Конституционному Суду РФ неподведомственно-11.

В мотивировочной части Определения Конституционный Суд сформулировал следующую правовую позицию: «В соответствии с пунктом 1 ст. 450 ГК РФ изменение и расторжение договора возможны по соглашению сторон, если иное не предусмотрено данным Кодексом, другими законами или договором. Приведенное положение само по себе направлено на реализацию основополагающего гражданско-правового принципа свободы договора и не может рассматриваться как нарушающее какие-либо конституционные права заявительницы. Проверка же законности и обоснованности судебных решений, в том числе правильности выбора правовой нормы при разрешении конкретного дела, к компетенции Конституционного Суда … не относится».

24 марта 2007 г. заявитель обратился в Конституционный Суд с Ходатайством об официальном разъяснении принятого решения, в котором акцентировал внимание на следующие обстоятельства, порождающие неясность в содержании и последующем применении Определения от 21 декабря 2006 г. № 549-О:

 Предмет жалобы заявителя, изложенный в тексте определения, существенно отличается о того, который был изложен заявителем в Жалобе и Заявлении. При этом искажение Конституционным Судом РФ предмета требования заявителя привело к уклонению Суда от юридической оценки доводов заявителя, изложенных в Жалобы заявителя.

 Фактические обстоятельства (как основания для обращения заявителя в Конституционный Суд), изложенные в Жалобе (и подтвержденные судебными актами, приложенными к Жалобе), существенно отличаются от тех, которые установлены Конституционным Судом в Определении от 21 декабря 2006 г. № 549-О.

 В Определении не дана оценка доводам заявителя, основанным на положениях Конституции общеобязательных правовых позициях Конституционного Суда РФ, изложенных в Постановлении от 23 февраля 1999 г. № 4-П, не смотря на то, что они составляли основу Жалобы заявителя.

 Конституционным Судом не дана юридическая оценка практики применения нормы закона (конституционность которой оспаривается заявителем), сформированной по инициативе Заместителя Председателя ВС РФ В. М. Жуйкова и Президиума ВС РФ во внесудебном и надзорном порядке.

При этом заявитель просил в Ходатайстве разъяснить правовую позицию Конституционного Суда, изложенную в Определении от 21 декабря 2006 г. № 549-О, на предмет ее явного противоречия ранее изложенным общеобязательным правовым позициям Конституционного Суда (прежде всего, в Постановлении от 23 февраля 1999 г. № 4-П), а также уточнить, не утратили ли они юридическую силу с момента принятия указанного Определении.

10 мая 2007 г. в адрес заявителя поступило Письмо Начальника Управления конституционных основ частного права Секретариата КС РФ Е. Гетман от 3 мая 2007 г. следующего содержания: «Поскольку поставленные в Вашем ходатайстве вопросы в Определении от 21 декабря 2006 года № 549-О не рассматривались, постольку они не могут быть предметом какого либо разъяснения в рамках соответствующей процедуры». Совместно с письмом в адрес заявителя были возвращены все документы, ранее направленные с Ходатайством в адрес Конституционного Суда.

Неординарность сложившейся ситуации была усилена тем фактом, что на официальном сайте Конституционного Суда РФ были размещены тексты 92 «отказных» определения Конституционного Суда РФ, датированных 21 декабря 2006 г.

Заявитель пришел к выводу, что в пленарных заседаниях, проведенных в этот день, Конституционный Суд якобы рассмотрел по существу 92 дела и вынес 92 решения по следующей процедуре:

 Оглашение судьей-докладчиком поводов и оснований к рассмотрению обращения, существа вопроса, содержания имеющихся материалов (в том числе, позиции заявителя и Заключения судьи Конституционного Суда по результатам предварительного изучения обращения). Ответы судьи-докладчика на вопросы других судей Конституционного Суда РФ (ст. ст. 41 и 60 Закона о Конституционном Суде).

 Открытое голосование по формулировке решения Конституционного Суда путем поименного опроса судей (ст. 72 Закона о Конституционном Суде).

 Оглашение текста Определения (ст. 72 Закона о Конституционном Суде).

При этом Конституционный Суд до принятия решения по делу, рассматриваемому в пленарном заседании, или до отложения его слушания не может рассматривать в пленарном заседании другие дела. Заседание по каждому делу происходит непрерывно, за исключением времени, отведенного для отдыха или необходимого для подготовки участников процесса к дальнейшему разбирательству, а также для устранения обстоятельств, препятствующих нормальному ходу заседания (ст. 34 Закона о Конституционном Суде).

С учетом изложенного и 8-часового рабочего дня, 21 декабря 2006 г. Конституционный Суд должен был рассматривать каждую жалобу (из 92 рассмотренных) по существу и в соответствии с процедурой НЕ БОЛЕЕ 5 МИНУТ 21 СЕКУНДЫ (8 часов х 60 минут / 92) и так 92 раза подряд в течение всего рабочего дня.

Оставалось только удивиться столь высокой работоспособности судей Конституционного Суда в предновогодний период и поставить их в пример сотрудникам Секретариата КС, которые смогли выслать Определение от 21 декабря 2006 г. № 549-О в адрес заявителя лишь 14 марта 2007 г.

Однако в этот момент в руки автора попал текст Положения о Секретариате Конституционного Суда РФ-12 и Комментарий к ФКЗ «О Конституционном Суде РФ», подготовленный сотрудником Секретариата КС РФ А.В. Мазуровым-13.

Предварительное рассмотрение «повторного» обращения заявителя: взгляд изнутри

Положение о Секретариате Конституционного Суда РФ представляет собой типичный документ, «о котором все слышали, но никто не видел». Между тем, в нем содержится целый ряд положений, который мог бы заинтересовать заявителей-инициаторов обращений в Конституционный Суд. Например, согласно п. 2 Положения Секретариат рассматривает обращения, поступившие в Конституционный Суд, в порядке и случаях, установленных ст. 40 и 111 Закона о Конституционном Суде: готовит ответы, заключения, аналитические, справочные и другие материалы по обращениям заявителей; содействует судьям в подготовке дел и иных вопросов к рассмотрению в заседаниях и на совещаниях; осуществляет организационное обеспечение пленарных заседаний Конституционного Суда, заседаний его палат и совещаний судей.

Первый «тревожный звонок» звучит после ознакомления с п. 4.1 Положения, согласно которому Руководитель Секретариата «организует подготовку управлениями Секретариата проектов определений Конституционного Суда для вынесения их на пленарные заседания Конституционного Суда в порядке статей 40 и 43 Закона о Конституционном Суде»-14.

Казалось бы, нет особой проблемы в том, что Секретариат готовит некий проект решения Конституционного Суда, так как в силу ст. 41 Закона о Конституционном суде и § 10 Регламента предварительное изучение обращения производится судьей (судьями) Конституционного Суда и заключение судьи (судей) докладывается в пленарном заседании. Кроме того, в указанной статье Закона о Конституционном суде прямо указано, что предварительное изучение обращения судьей (судьями) является обязательной стадией производства в Конституционном Суде РФ.

Наконец, в интернет-интервью, просвещенному 15-летию Конституционного Cуда РФ, Председатель Конституционного Суда РФ В.Д. Зорькин, отвечая на вопрос о порядке рассмотрения жалобы заявителя, не согласного с ответом Секретариата Конституционного Суда, пояснил следующее: «В Конституционный Суд поступают вопросы разного уровня сложности, многие из которых требуют серьезного и длительного изучения. Конституционный Суд направляет запросы экспертам, в государственные органы и так далее. На обсуждение выносится проект Определения Конституционного Суда РФ, который может быть принят концептуально, но дорабатываться по результатам обсуждения». В.Д. Зорькин особо подчеркнул: «...решение вопроса о принятии обращения к рассмотрению либо об отказе в таковом к компетенции Секретариата не относится. Это – прерогатива Пленума Конституционного Суда (ст.ст. 42, 43 и 111 ФКЗ «О Конституционном Суде РФ».

Однако после ознакомления с содержанием Комментария к Закону о Конституционном суде, подготовленным сотрудником Секретариата КС А.В. Мазуровым, т.е. в определенной степени с «инсайдерской» информацией, ситуация кардинально меняется.

Комментарий к ст. 41 Закона о Конституционном Суде А.В. Мазуров начинает с тезиса о важности и ответственности работы Секретариата КС: «Учитывая, что Конституционный Суд один, а обращений со всей страны по самым разным вопросам поступает множество, Секретариат несет большую, едва ли не основную рабочую нагрузку и своей деятельностью «оберегает» судей Конституционного Суда от изучения и рассмотрения многих обращений. Поэтому многие обращения в Конституционный Суд до его судей вообще не доходят»-15.

Далее сотрудник Секретариата излагает основные методы и способы «сбережения» судей Конституционного Суда от заявителей, которые решили реализовать свое право, установленное пп. 4 ч. 2 ст. 40 Закона о Конституционном Суде:

 Проект «отказного» определения по жалобе частного лица подготавливается, как правило, теми же сотрудниками Секретариата, которые в своих письмах заявителю уведомляли его о несоответствии обращения Закону. Эти определения можно легко узнать среди других определений Конституционного Суда, поскольку в них указывается об уведомлении заявителя Секретариатом.

 С периодичностью примерно раз в месяц начальники Управлений Секретариата представляют на пленарных заседаниях Конституционного Суда жалобы и прилагаемые к ним документы заявителей - граждан и организаций, с приложением проектов «отказных» определений Конституционного Суда. Эта процедура касается не всех жалоб физических и юридических лиц, а только тех, в отношении которых имеется основание для отказа в принятии их к рассмотрению, предусмотренное частью второй статьи 40 Закона. Если таких оснований нет, то жалоба, минуя эту стадию, передается через Председателя на предварительное изучение судье-16.

Анализируя все изложенное, следует отметить, что подобная практика не основана на ст. ст. 41, 60 Закона о Конституционном Суде и § 10 Регламента. Более того, даже в Положении о Секретариате Конституционного Суда РФ не предусмотрено право руководителей подразделения Секретариата (коими являются Начальники управлений Секретариата) на доклад в ходе пленарного заседания поводов и оснований к рассмотрению «повторного» обращения заявителя, существа вопроса, содержания имеющихся материалов. Законом о Конституционном Суде также не предусмотрено каких-либо исключений относительно требования о подготовке судьей (судей) Конституционного Суда заключения, подлежащего оглашению в пленарном заседании Конституционного Суда РФ.

Кроме того, из комментария А. Мазурова также следует, что в отношении обращений Президента РФ, органов государственной власти и судей («обращения … составляются обычно грамотнее») требования Закона о Конституционном Суде распространяются, а отношении иных категорий заявителей - нет-17. При этом «избирательность» Конституционного Суда и Секретариата КС РФ в подходе к рассмотрению обращений заявителей не выдерживает какой-либо критики, в силу ее явного и грубого противоречия ст. 19 (части 1) Конституции РФ и ст. 7 Федерального конституционного закона «О судебной системе РФ»-18.

Соотношение прав заявителя и Секретариата Конституционного Суда в стадии предварительного рассмотрения Конституционным судом «повторной» жалобы заявителя

В уже упоминавшемся интервью В.Д. Зорькин на вопрос о несоответствии правовой позиции, изложенной Конституционным судом в Определении от 23 мая 2006 г. № 179-О, положениям Статьи 6 § 1 Конвенции, пояснил следующее: «Решения Европейского Суда по правам человека Конституционный Суд при необходимости использует в своей работе и ссылается на них многократно в принятых решениях, в чем может убедиться каждый, обратившись к этим решениям. … Европейский Суд ни в одном из своих постановлений, принятых по жалобам против России, или решений по вопросу о приемлемости жалобы не подвергал сомнению обоснованность, соответствие европейским стандартам, Конвенции о защите прав человека и основных свобод решений Конституционного Суда РФ».

Тем не менее, с учетом изложенных выше «вновь открывшихся обстоятельств», можно по новому оценить процедуру рассмотрения в Конституционном Суде «повторного» обращения заявителя и «особую роль Секретариата в осуществлении конституционного судопроизводства» с точки зрения Статьи 6 § 1 Конвенции и прецедентной практики ЕСПЧ.

Итак, заявитель, не согласный с выводами Секретариата Конституционного Суда РФ, и повторно обратившийся в Конституционный Суд на основании пп. 4 ч. 2 ст. 40 Закона о Конституционном Суде-19, в дальнейшем:

 не вправе знакомиться с материалами дела (в том числе с заключением судьи КС РФ, которого как оказалось, и нет в природе);

 не может присутствовать на пленарном заседании, на котором рассматривается вопрос о соответствии обращения заявителя требованиям Закона о Конституционном Суде, так как оно проводится «в условиях совещательной комнаты»;

 не вправе обжаловать «отказное» определение, даже если оно содержит фактические ошибки, искажение предмета жалобы заявителя, новую правовую позицию, противоречащую общеобязательным правовым позициям Конституционного Суда, содержащихся в ранее вынесенных постановлениях;

 после получения определения не может ознакомиться с делом, так как весь необходимый объем информации он должен получить из текста окончательного решения Конституционного Суда РФ.

В свою очередь, Секретариат, получивший «повторное» обращение заявителя, не передает обращение на предварительное изучение судье (судьям) Конституционного Суда, а готовит «собственное» заключение, которым должен обосновать законность и обоснованность своих первоначальных выводов, а также проект «отказного» определения. Причем указанные материалы готовят как раз те сотрудники Секретариата, чьи выводы оспаривает заявитель.

Далее Секретариат в лице Начальников управлений участвует в пленарном заседании Конституционного Суда, представляя на пленарных заседаниях Конституционного Суда жалобы и прилагаемые к ним документы заявителей. И на этом моменте следует остановиться подробнее.

Согласно ч. 4 ст. 29 Закона о Конституционном Суде судьи Конституционного Суда принимают решения в условиях, исключающих постороннее воздействие на свободу их волеизъявления. Частью 1 ст. 70 Закона о Конституционном Суде определено, что итоговое решение по рассматриваемому делу принимается Конституционным Судом в закрытом совещании.

В Законе особо подчеркивается, что в совещательной комнате могут присутствовать лишь те сотрудники Конституционного Суда, которые обеспечивают протоколирование и нормальный ход совещания. Частью 1 § 35 Регламента установлено, что протоколирование закрытого совещания судей осуществляется сотрудниками Секретариата Конституционного Суда. Если Конституционным Судом принято решение провести совещание без участия сотрудников Секретариата, обеспечивающих протоколирование, то протокол совещания ведет один из судей по поручению Конституционного Суда.

Таким образом, ни в Законе, ни в Регламенте не предусмотрена возможность Начальников управлений Секретариата в ходе пленарного заседания излагать перед Конституционным Судом содержание жалобы заявителя, и прилагаемых к нему документов, равно как и оглашать «собственное» заключение относительно соответствия обращения заявителя требованиям Закона о Конституционном Суде. Однако на практике Секретариат фактически доводит до Конституционного Суда свою (!) позицию относительно всех аспектов дела и даже предлагает проект решения по делу. Тем самым, Секретариат без каких-либо правовых оснований де факто имеет полномочия стороны в процессе, причем объем полномочий Секретариата оказывается существенно больше, чем у заявителя.

В Постановлении от 9 декабря 1994 г. по делу «Греческие нефтеперерабатывающие заводы «Стрэн» и Стратис Андреадис против Греции» ЕСПЧ сформулировал требование состязательности и равенства сторон следующим образом: «В судебных процессах, где сталкиваются противоположные частные интересы, это равенство предполагает, что каждая сторона должна иметь разумную возможность представить свое дело в условиях, в которых ни одна из сторон не имеет явного преимущества»-20.

В деле «Вермюлен против Бельгии» ЕСПЧ рассмотрел ситуацию, практически полностью повторяющую ту, которая складывается на практике в российском Конституционном Суде:

«Государство-ответчик утверждало, что в гражданском процессе служба генерального прокурора при Кассационном суде не имеет других функций, кроме как быть нейтральным и объективным консультантом суда, она может по-разному отнестись к разным аргументам заявителя. Прокурор при Кассационном суде не является стороной в процессе и не участник состязательного процесса… это доказывает, что на самом деле она не является ни чьим-либо «противником», ни «союзником».

Суд считает весьма важной реальную роль, которую играют представители прокуратуры в ходе конкретного судебного разбирательства, и, в частности, содержание и выводы их заключений. Их авторитет - следствие статуса прокуратуры при Кассационном суде. Хотя заключение является объективным и основывается на законе, тем не менее, оно предназначено для того, чтобы советовать Кассационному суду, а следовательно, оказывать на него влияние.

С учетом важности разбирательства в Кассационном суде для заявителя и характера заключения заместителя генерального прокурора, то обстоятельство, что г-н Вермюлен не имел возможности ответить ему до окончания слушания дела, явилось нарушением его права на состязательный процесс. Принцип состязательности означает, что стороны в уголовном или гражданском процессе вправе знакомиться со всеми доказательствами или замечаниями, приобщенными к делу, комментировать их; это относится и к заключениям, сделанным независимым представителем прокурорской службы, которые оказывают влияние на Решение Суда. Суд полагает, что это обстоятельство само по себе равносильно нарушению статьи 6 п. 1 Конвенции.

Нарушение, о котором идет речь, усугубляется тем обстоятельством, что заместитель генерального прокурора участвовал в судебном совещании, хотя только с правом совещательного голоса. Участие в совещании давало заместителю генерального прокурора дополнительную возможность (во всяком случае, так это выглядит) отстаивать ранее выдвинутое им мнение в закрытой обстановке, не опасаясь возражений»-21.

Достаточно вместо фигуры заместителя генерального прокурора подставить начальника любого из управлений Секретариата, а вместо производства в Кассационном суде - пленарное заседание Конституционного Суда РФ, и утверждения В.Д. Зорькина становятся менее весомыми и убедительными.

Также следует оценить еще один интересный аспект данной стадии конституционного судопроизводства. Согласно Определению от 23 мая 2006 г. № 179-О в пленарном заседании рассматривается обращение заявителя и приложенные к нему документы с целью проверки, относится ли разрешение данных вопросов к компетенции Конституционного Суда РФ и является ли обращение допустимым в соответствии с требованиями Закона о Конституционном Суде. Однако из содержания Определения от 7 декабря 2006 г. N 571-О следует, что в момент предварительного рассмотрения жалобы заявителя Конституционный Суд РФ (без какого-либо уведомления заявителя) может самостоятельно истребовать материалы по делу в органах государственной власти. При этом полученные документы, содержание которых оказало непосредственное влияние на содержание итогового решения Конституционного Суда, заявителю представлены не были и не будут представлены впредь, т.к. весь необходимый (по мнению Конституционного Суда) объем информации заявитель получает из текста решения Конституционного Суда РФ.

Возвращаясь к прецедентной практике ЕСПЧ следует отметить, что в Постановлении по делу «Милатова и другие против Чехии» от 21 июня 2005 ЕСПЧ установил факт нарушения Статьи 6 § 1 Конвенции ввиду отказа Конституционного Суда от ознакомления заявителей с материалами, полученными судом в предварительной стадии судопроизводства (оканчивающейся вынесением суждения относительно возбуждения производства по жалобе), что также повлекло отказ в праве заявителя представить свои возражения по содержанию этих материалов-22.

Наконец, в ряде случаев заявитель после получения «отказного» определения приходит к выводу о неясности его содержании и неопределенности дальнейшего применения, вследствие чего вынужден обратиться в Конституционный Суд с ходатайством об официальном разъяснении решения. И вновь заявитель упорно продирается сквозь «фильтр» Секретариата Конституционного Суда, а все тот же сотрудник Секретариата напишет новое заключение, которое Начальник «профильного» Управления Секретариата доложит на пленарном заседании, которое проводится «в условиях совещательной комнаты» …

«Отказные» определения: правовые последствия деятельности Секретариата Конституционного Суда с точки зрения правоприменителей

Статья 71 Закона о Конституционном Суде рассматривает в качестве итоговых решений Конституционного Суда только его постановления и заключения. Из буквального толкования данных положений Закона следует, что все иные решения Конституционного Суда, принимаемые при осуществлении конституционного судопроизводства и именуемые определениями, не должны быть итоговыми решениями. Кроме того, определения Конституционного Суда подписываются не всеми судьями, участвовавшими в голосовании (ч. 2 ст. 75 Закона о Конституционном Суде), а только Председателем и судьей-секретарем Конституционного Суда; их направление органам и лицам, указанным в статье 75 Закона о Конституционном Суде не обязательно; определения не подлежат обязательному опубликованию в официальных изданиях (статья 78 Закона о Конституционном Суде).

На практике определения КС условно разделяют на «отказные» определения и «развернутые определения с позитивным содержанием» (иногда: определения «с позитивным содержанием»).

Тем не менее, и те и другие в силу ст. 79 Закона о Конституционном Суде окончательны, не подлежат обжалованию и вступают в силу немедленно после провозглашения.

Следует отметить, что в 2007 г. Уполномоченный по правам человека в РФ в Докладе о деятельности в 2006 г. впервые достаточно жестко и откровенно высказался относительно немотивированных «отказных» определений Конституционного Суда РФ:

«Анализ практики рассмотрения Конституционным Судом … жалоб Уполномоченного на неконституционность отдельных положений действующего федерального законодательства в целях соблюдения прав человека свидетельствует о том, что противоречащие Конституции РФ нормы остаются порой без надлежащей конституционно-правовой оценки.

В случаях немотивированного отказа Конституционного Суда РФ от рассмотрения по существу всех правовых оснований направленных Уполномоченным жалоб фактически признаются конституционными положения федеральных законов, нарушающие права человека, гарантированные международными договорами РФ.

Поскольку осуществление судебной власти посредством конституционного судопроизводства должно отвечать демократическим принципам и целям правосудия по защите прав человека от неконституционных решений органов законодательной власти, представляется, что процедура допустимости обжалования в установленном порядке названных решений Конституционного Суда РФ предоставит дополнительные гарантии судебной защиты конституционных прав человека и обеспечит, тем самым, доступ к конституционному правосудию».

Фактически Уполномоченный поставил вопрос о явном браке в работе Конституционного Суда, который является прямым следствием рассмотрения в течение одного дня десятков «повторных» обращений заявителей «в условиях совещательной комнаты» (достаточно вспомнить «День Девяносто Двух Решений Конституционного Суда») и возможных путях его исправления.

Практикующие юристы еще более резко оценивают последствия чрезмерно активного «участия» Секретариата в конституционном судопроизводстве, а также в «сбережении» судей Конституционного Суда «от изучения и рассмотрения многих обращений». Ведь «отказные» определения часто содержат не только фактические ошибки, но и противоречия с правовыми позициями Конституционного Суда, изложенными в итоговых решениях-23.

Не меньшую критику вызывают взаимоисключающие выводы Конституционного Суда в разных «отказных» определениях. Например, в Определении от 19 февраля 2004 г. № 103-О Конституционный Суд РФ отказал в принятии жалобы к рассмотрению в связи с тем, что «указанное в жалобе Постановление Президиума ВС РФ не является по своему назначению и содержанию разъяснением и не подпадает под признак «официального и иного толкования»-24. А в Определении от 20 октября 2005 г. № 351-О Конституционный Суд ссылается на Обзор законодательства и судебной практики ВС РФ за 2 квартал 2004 года. «Комичность» ситуации заключается в том, что в силу правовой позиции, выраженной в Постановлении от 16 июня 1998 г. № 19-П-25, Конституционный Суд, принимая решение по делу, должен оценивать также смысл, придаваемый рассматриваемому нормативному акту сложившейся судебной практикой. При этом Верховный Суд РФ в качестве таковой указывает и постановления Президиума ВС РФ, и «материалы официально опубликованных ВС РФ обзоров судебной практики и ответов на возникшие у судов вопросы при применении законодательства»-26.

Однако Конституционный Суд и Секретариат КС не останавливаются на достигнутом, о чем свидетельствует Определение от 20 марта 2007 г. № 181-О-О: «Обеспечение же правильности выбора, применения и истолкования правовых норм и правовых позиций Конституционного Суда РФ при рассмотрении судами общей юрисдикции дел по искам военных пенсионеров о перерасчете пенсий, проверка осуществленной ими оценки представленных доказательств об увеличении стоимости продовольственного пайка возложены на соответствующие инстанции этих судов и не входят в полномочия Конституционного Суда РФ…»-27. В результате некорректного построения одной фразы в тексте решения, оно вступило в противоречие сразу с двумя определениями Конституционного Суда «с позитивным содержанием» (Определения от 07 октября 1997 г. № 88-О и от 6 февраля 2003 г. № 34-О).

Заключение

Приведенные выше «специфические» аспекты процедуры рассмотрении Конституционным Судом РФ «повторного» обращения заявителя «в условиях совещательной комнаты» не могут не настораживать.

И дело даже не в том, что Конституционный Суд РФ ограничил для рядовых заявителей право на доступ к конституционному правосудию, установив «фильтр» в виде Секретариата Конституционного Суда, действующего на основании полномочий, не установленных Законом о Конституционном Суде. Главная проблема заключается в том, что деятельность Конституционного Суда в данной стадии конституционного судопроизводства непрозрачна, что Конституционный Суд своими официально не опубликованными и недоступными для широкого круга лиц правилами, а также некими «обычаями делопроизводства» порождает сомнения в целесообразности обращения заявителей в Конституционный Суд как эффективного способа защиты их конституционных прав. Что подобная закрытость ведет к появлению противоречивых решений, которые порождают хаос в правоприменительной практике.

Единственным выходом из сложившейся ситуации является введение механизма ознакомления заявителями с заключением судьи Конституционного Суда и документами, полученными Конституционным Судом до пленарного заседания, а также подачи заявителем соответствующих возражений, т.е. практически воспроизвести ту процедуру, которая действует в ЕСПЧ.

А в качестве жеста доброй воли Председатель Конституционного Суда РФ должен дать исчерпывающие пояснения относительно всех «скрытых» аспектов предварительного рассмотрения Конституционным Судом РФ обращений заявителя, а также публично отменить все положения, инструкции, разъяснения, памятки и иные документы, которые прямо или косвенно регулировали стадию предварительного рассмотрения «повторного» обращения заявителя, подменяя собой Закон о Конституционном Суде и Регламент.

Игорь Казарин,

юрисконсульт Самарской городской общественной организации по защите прав и законных интересов граждан «ОРОТУКАН»

Cсылки:

1. Тарибо Е.В. Секретариат КС РФ: статус, полномочия, функции // ЭЖ-Юрист. 2006, № 25.

2. Тексты решений размещены на сайте Конституционного Суда РФ(http://www.ksrf.ru.)

3. Российская газета (Федеральный выпуск). № 4341 от 13 апреля 2007 г.

4. Регламент Конституционного Суда РФ (принят Конституционным Судом РФ 1 марта 1995 г.). Документ официально опубликован не был.

5. Определение КС РФ от 23 мая 2006 г. № 179-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Аленцевой Светланы Александровны на нарушение ее конституционных прав положениями статей 41 и 42 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде РФ».

6. Определение КС РФ от 18 декабря 2003 г. № 496-О «Об отказе в удовлетворении ходатайства гражданина Магденко Александра Михайловича об ознакомлении с материалами производства в Конституционном Суде РФ по жалобе на нарушение его конституционных прав Уголовно-процессуальным кодексом РСФСР и Уголовно-процессуальным кодексом РФ».

7. Определение КС РФ от 21 апреля 2005 г. № 125-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Архипова Владимира Васильевича на нарушение его конституционных прав статьями 59 и 83 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде РФ» и в удовлетворении его ходатайства об официальном разъяснении Определения Конституционного Суда РФ от 18 июня 2004 года № 198-О».

8. Архипов В. В. Жаловаться на нарушение прав судом можно только в «ином порядке» // Бизнес-адвокат. 2005, № 22.

9. См. Казарин И.В. Возврат срочных банковских вкладов: хронология и механизм изменения судебной практики. Право и политика. 2007. № 7.

10. Определение КС РФ от 24 мая 2005 г. № 170-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы Свободного профсоюза работников МП «Медавтотранс» на нарушение конституционных прав и свобод пунктом 1 статьи 450 Гражданского кодекса РФ».

11. Определение КС РФ от 21 декабря 2006 года № 549-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Бабук Юлии Игоревны на нарушение ее конституционных прав пунктом 1 статьи 450 Гражданского кодекса РФ».

12. Положение о Секретариате Конституционного Суда РФ (утв. решением Конституционного Суда РФ от 13 июля 2000 г.). Документ официально опубликован не был, на сайте Конституционного Суда РФ (http://www.ksrf.ru) отсутствует.

13. Мазуров А.В. Комментарий к Федеральному конституционному закону «О Конституционном Суде Российской Федерации». М.: Частное право, 2006, 390 стр. Текст Комментария также размещен в ИПС «Консультант Плюс».

14. Тест интервью размещен на сайте кампании «Консультант Плюс» (http://www.consultant.ru).

15. Мазуров А.В. Указ. соч. С. 130.

16. Мазуров А.В. Указ. соч. С. 132-135.

17. Там же. С. 132-133.

18. Федеральный конституционный закон от 31 декабря 1996 г. № 1-ФКЗ «О судебной системе РФ» (с изм. от 15 декабря 2001 г., 4 июля 2003 г., 5 апреля 2005 г.).

19. Речь идет о «рядовых» заявителях - гражданах (юридических лицах).

20. Европейский Суд по правам человека. Избранные решения: В 2 т. - М.: НОРМА, 2000.

21. Case of Vermeulen v. Belgium. Judgment of 20.02.1996. Неофициальный перевод см. http://www.lawmix.ru.

22. Сase of Milatova and others v. Czech Republic (Аpplication № 61811/00). Judgment of 21.06.2005.

23. Достаточно сопоставить содержание Определения от 21 декабря 2006 г. № 549-О и Постановления от 23 февраля 1999 г. № 4-П.

24. Определение КС РФ от 19 февраля 2004 г. № 103-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Идиатуллиной Альфии Радиковны на нарушение ее конституционных прав статьей 200 Уголовного кодекса РФ».

25. Российская газета от 30 июня 1998 г.

26. См. Постановление Президиума ВС РФ от 12.07.06 № 3-ПВ06, от 23.03.2005 №25-ПВ04 на сайте Верховного Суда РФ (http://www.supcourt.ru).

27. Определение КС РФ от 20 марта 2007 г. № 181-О-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Кузьменко Виктора Ивановича на нарушение его конституционных прав положениями статьи 43 Закона РФ «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей».

Если вы хотите поддержать нашу деятельность, то введите в поле ниже сумму в рублях, которую вы готовы пожертвовать и кликните кнопку рядом:

рублей.      


Поделиться в социальных сетях:

  Diaspora*

Комментарии:

1. Chas - 13.07.2007 23:08:30

В связи с обсуждаемыми темами работы секретариата (пишется с маленькой буквы) и в целом Конституционного суда (пишется с маленькой буквы) Российской федерации (пишется с маленькой буквы) предлагаю юристам объединения "Сутяжник" подключиться к решению вопроса отмены госпошлины за рассмотрение жалоб в КС РФ.

В своё время (ещё в 2000 году!) я обратился (и сейчас продолжаю обращаться) в ГД ФС РФ с предложением об отмене госпошлины за рассмотрение жалоб в КС РФ.

Логика здравого смысла здесь такова. Предположим, что законодательный орган принял закон, не соответствующий Конституции РФ, то есть допустил брак в работе. Гражданин (или предприятие) ценой собственных издержек этот брак обнаружили (!) и требуют его исправить. А вместо того, чтобы сказать им спасибо и побыстрее навести должный порядок, закон № 1-ФКЗ требует уплаты госпошлины за спор, в котором гражданин или предприятие фактически не участвуют.

Сторонами конституционного спора, по сути дела, являются законодатель, принявший негодный закон, и Конституция РФ (то есть весь народ!), которую представляет и защищает Конституционный суд РФ. Гражданин или предприятие только ИНИЦИИРУЮТ этот процесс, являясь представителями неопределенного круга лиц, права которых нарушены ЧЕРЕЗ неконституционность оспариваемого закона, а не через действия противной стороны в первичных субъективных спорах. Так что граждане или предприятия, обращаясь в КС РФ, защищают не себя, а принятую всенародным голосованием Конституцию РФ.

Напоминаю, что в соответствии с преамбулой главы 25.3 Налогового кодекса РФ госпошлина есть сбор, взимаемый за совершение юридически значимого действия в отношении лица-заявителя. Но признание закона противоречащим Конституции РФ вовсе не означает, что юридически значимое действие совершено в отношении именно этого и только этого лица. Юридически значимым будет только то (индивидуальное) решение, в результате которого возникнут или изменятся права и обязанности данного лица. Но при конституционном судопроизводстве этого НЕ ПРОИСХОДИТ! Юридически значимым постановление КС РФ является только лишь для ЗАКОНОДАТЕЛЯ! Именно на законодателя возлагается ОБЯЗАННОСТЬ исправления закона!

За что же тогда, спрашивается, заявители должны платить госпошлину? За совершение КС РФ акта признания закона неконституционным, что ли? С какой стати? Это проблема законодательной власти (бракодела) и Конституционного суда РФ (контролёра), а не граждан и предприятий! Последние уже уплатили госпошлину за рассмотрение их дела в суде общей юрисдикции или в арбитражном суде, и ДВАЖДЫ пошлина уплачиваться НЕ ДОЛЖНА!

Принимая постановление о несоответствии оспариваемого закона Конституции РФ, КС РФ решает вопрос о конституционном ПРАВЕ ВСЕХ граждан, а не о реализации индивидуального права в конкретном случае. То есть решает ОБЩУЮ задачу обеспечения совместимости закона и Конституции РФ, а не частную задачу защиты нарушенного права конкретного гражданина или конкретного предприятия. С устранением по постановлению КС РФ конституционного противоречия нарушенное негодным законом индивидуальное право конкретного лица восстанавливается не напрямую, а только лишь через процедуру БЕЗУСЛОВНОГО возврата дела на пересмотр (ст.100 закона 1-ФКЗ) и только по его (пересмотра) результатам.

Таким образом, для заявителя постановление КС РФ юридически значимым документом НЕ ЯВЛЯЕТСЯ, поскольку первичный спор ещё НЕ ЗАВЕРШЁН! И, следовательно, госпошлину при обращениях в КС РФ заявители платить вообще не должны!

Моё обращение с вышеизложенным содержанием из ГД ФС РФ было направлено в КС РФ для выяснения его позиции по данному вопросу.

Из КС РФ 27.04.2000г в адрес тогдашнего председателя комитета ГД ФС РФ по государственному строительству А.И.Лукьянова поступил ответ № 3128(76-О) за подписью руководителя секретариата Ю.В.Кудрявцева, в котором в частности было заявлено (цитата):

"Что касается государственной пошлины, то её уплата при обращении в суды, в том числе и конституционные, предусмотрена во всех странах мира. При установлении в ФКЗ "О КС РФ" оплаты государственной пошлиной обращений в КС РФ законодатель, полагаем, руководствовался не столько финансовыми соображениями или целью компенсировать судебные расходы (государственная пошлина для гражданина - всего один МРОТ), сколько стремлением в какой-то мере сдержать поток необоснованных обращений по незначительным вопросам, не относящимся к компетенции КС РФ, повысить ответственность заявителей при обращении в этот конституционный орган власти" (конец цитаты).

Из этой цитаты следует, что руководство секретариата КС РФ ничего не поняло из моего обращения и фактически игнорировало вполне добротную правовую позицию. Умиляет аргументация в части "сдержать поток необоснованных обращений...". Вполне в духе современной позиции председателя (пишется с маленькой буквы)КС РФ В.Д.Зорькина в недавнем выступлении (по ЕСПЧ). Чем меньше жалоб - тем лучше для судов. Способ сокращения их количества для В.Д.Зорькина и КС РФ в целом значения не имеет.

В заключение руководитель секретариата КС РФ Ю.В.Кудрявцев сослался на определение КС РФ № 76-О от 21.05.1999г об отказе в принятии к рассмотрению моей жалобы, касавшейся, в частности, и отмены ст.39 1-ФКЗ. Разумеется, КС РФ (или работники секретариата?) не потрудился досконально изложить мою аргументацию, чем ввёл в заблуждение общественность.

Извините за длинный комментарий.

 

2. Законник - 14.07.2007 01:05:36
E-mail: kuzmich-58@mail.ru

Просматривается весьма интересная тенденция:

Секретариат КС РФ, в лице А.В.Мазурова, оберегает судей КС от "излишних" обращений, КС РФ, в лице Зорькина В.Д., "оберегает" судей ЕСПЧ от "излишних" обращений граждан РФ.

В этой цепочке остается невыясненным вопрос - кого должен "оберегать" ЕСПЧ?

 

3. Генрих - 13.11.2007 16:54:21

Игорь, мне доводится читать уже вторую Вашу статью по поводу рассмотрения не секретариатом, а самим КС вопроса о допустимости жалобы. Вас волнует все, что касается Вашего вмешательства в процедуру рассмотрения КС этого вопроса. Мне же представляется, что речь должна идти о другом. Практика говорит о том, что заявитель в КС получает от него два ответа (если без лишней волокиты). Один от секретариата, который можно обжаловать прямо в КС или жаловаться на его неправильное решение в суд общей юрисдикции. Второй от КС об отказе в принятии жалобы к рассмотрению. Тут есть заковыка.

Судя по логике решения КС N 179-О, нужно различать мнение КС о допустимости жалобы до принятия обращения к рассмотрению и мнение КС о ее качестве и содержании после принятия жалобы к рассмотрению. Процедурно эта логика КС на практике не реализуется. Отказ в принятии жалобы к рассмотрению совмещает в себе оба мнения. Но, если бы этого не происходило, то первое мнение КС (не секретариата) о недопустимости принятия жалобы к рассмотренияю по формальным признакам не могло бы и не должно бы считаться окончательным и не подлежащим обжалованию. Таким должно являться только мнение КС по существу жалобы после принятия ее к рассмотрению. При таких рассуждениях ваше волнение по поводу невозможности принять участие в процедуре предварительного рассмотрения КС жалобы уже не имеет значения. Короче говоря, от КС должны были бы приходить два ответа, а не один. И его мнение о допустимости должно обжаловаться также, как и мнение секретариата.

Что скажете по поводу этого рассуждения? Мне каждется, что оно создает основу для серьезного спора с КС по существу его работы, в котором КС вряд ли найдет серьезные аргументы.

 

4. Игорь - 17.11.2007 19:30:21

кхм, омбудсмен Лукин робко так отметил "а давайте будем обжаловать откровенно тупые отказные определения КС", но глас его никто не услышал.)))))

в принципе, жду к 12.12.07. и/конференции как в Гаранте, так и к Консультант плюс (если Зорькин ... или чел, который готовит за Зю ответы... в этот раз не испугается, как в прошлом году, и даст ответы по существу ) ... это будет один из вопросов.

по результатам буду думать дальше.

 

5. Генрих - 17.11.2007 23:40:14

Игорь, спасибо за отклик. Полагаю, что глас Лукина никто не услышал, потому что он не ставил вопрос так, как я предлагаю поставить. Повторяю, нужно потребовать отделить отказы КС по ст.37 ФКЗ о КС, которые должны обжаловаться, от отказов по существу жалобы. Скорее всего, КС на это не пойдет, т.к. достаточно грамотные заявители не нарушают обычно требования ст.37. Можно, конечно,снова ставить перед Зорькиным вопрос о недопустимости явочной передачи Секретариату функций КС с фактической целью первичной фильтрации заявлений. Хотя бы услышать, что он будет на это отвечать. И, наконец, предложить ему ясно высказаться о нормативной роли непубликуемых решений, с помощью которых КС обычно уходит от выполнения своих функций. Здесь, на мой взгляд, речь должна идти о политизированности, т.е. незаконности, таких решений. В любом случае непубликуемые решения не могут считаться окончательными и должны давать нормативную возможность требовать от КС их пересмотра по правилам ст.73 ФКЗ о КС.

 

6. Игорь - 03.05.2008 19:21:39

никакой и/конференции не было (что, впрочем, уже никого не удивляет),

жалоба в ЕСПЧ (адин из аргументов- "косяки" КС) пылится уже год

вопрос так и не решился (((((((((((

 

Добавить комментарий:

Ваше имя или ник:

(Войти? Зарегистрироваться? Забыли пароль? Войти под OpenID?)

Ваш e-mail (не обязателен, если укажете - будет опубликован на сайте):

Ваш комментарий:

Введите цифры и буквы с картинки (защита от спам-роботов):

        

 

 

Поиск на сайте:


Новости "Сутяжник-Пресс"

Подписаться на рассылку:

Ваш e-mail:

Подписаться
Отписаться

 


Последние комментарии

Bette комментирует
Краткое содержание Всеобщей Декларации Прав Человека. В Ваших руках находится документ, который мы должны не только знать, но и воплощать в нашей ...
18.12.2024 06:36:49

Kristine комментирует
ПЕРВАЯ ФРАЗА, КОТОРУЮ ТЫ СЛЫШИШЬ, ПРИЕХАВ В ПАРИЖ
8.12.2024 17:16:41

Danae комментирует
Бедные, жадные, бессовестные бездельники – такие характеристики дали жители Екатеринбурга работникам правоохранительных органов
8.12.2024 17:16:31

Carin комментирует
ПЕРВАЯ ФРАЗА, КОТОРУЮ ТЫ СЛЫШИШЬ, ПРИЕХАВ В ПАРИЖ
8.12.2024 15:27:23

Dani комментирует
СТОП ЛИСТ ДЛЯ ПРЕССЫ НА ИНТЕРНЕТ НЕ РАСПРОСТРАНЯЕТСЯ
8.12.2024 15:23:40

Kit комментирует
Бедные, жадные, бессовестные бездельники – такие характеристики дали жители Екатеринбурга работникам правоохранительных органов
8.12.2024 15:19:47

Libby комментирует
УСТАВ СВЕРДЛОВСКОЙ РЕГИОНАЛЬНОЙ ОБЩЕСТВЕННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ «СУТЯЖНИК» (на английском)
3.11.2024 08:37:22

Nelly комментирует
УСТАВ СВЕРДЛОВСКОЙ РЕГИОНАЛЬНОЙ ОБЩЕСТВЕННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ «СУТЯЖНИК» (на английском)
3.11.2024 08:33:56

Leta комментирует
УСТАВ СВЕРДЛОВСКОЙ РЕГИОНАЛЬНОЙ ОБЩЕСТВЕННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ «СУТЯЖНИК» (на английском)
3.11.2024 07:49:48

Margo комментирует
УСТАВ СВЕРДЛОВСКОЙ РЕГИОНАЛЬНОЙ ОБЩЕСТВЕННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ «СУТЯЖНИК» (на английском)
3.11.2024 07:44:00

Jayson комментирует
УСТАВ СВЕРДЛОВСКОЙ РЕГИОНАЛЬНОЙ ОБЩЕСТВЕННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ «СУТЯЖНИК» (на английском)
3.11.2024 07:35:20

Glenda комментирует
УСТАВ СВЕРДЛОВСКОЙ РЕГИОНАЛЬНОЙ ОБЩЕСТВЕННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ «СУТЯЖНИК» (на английском)
3.11.2024 07:31:50


Самые обсуждаемые материалы

Краткое содержание Всеобщей Декларации Прав Человека. В Ваших руках находится документ, который мы должны не только знать, но и воплощать в нашей ... (4)

 

 

15.05.2015г. распоряжением Минюста РФ СРОО "Сутяжник" включена в реестр иностранных агентов.