Судебное дело "Шаклеин за свободу пикетирования"
19.12.2007
The Registrar
European Court of Human Rights
Council of Europe
F-67075 Strasbourg Cedex
France
Европейский суд по правам человека
Совет Европы
Страсбург
Франция
Жалоба No. 1984/07
Shaklein v. Russia
Уважаемые господа!
Настоящим письмом сообщаю об изменениях, произошедших в деле заявителя
Шаклеина В.Я в национальных судах.
09 октября 2006 г. заявитель обратился в Конституционный суд РФ с
жалобой о признании неконституционным пункта 3 части 2 статьи 8
Федерального закона "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и
пикетированиях", предусматривающего запрет на проведение публичных
мероприятий на территориях, непосредственно прилегающих к зданиям,
занимаемым судами.
Данная норма была применена в деле заявителя при наложении на него
административного наказания. Суд указал, что заявитель нарушил
требования п. 3 ч.2 ст. 8 ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях,
шествиях и пикетированиях", хотя границы земельного участка, на
котором расположен Свердловский областной суд, так и не были
установлены судом.
29 мая 2007 г. Конституционный суд РФ вынес определение об отказе в
принятии жалобы к рассмотрению, указав, что установленное данным
пунктом ограничение - запрет на проведение на территории,
непосредственно прилегающей к зданиям, занимаемым судами, публичных
мероприятий, в том числе пикетирования, - <<не может рассматриваться
как не имеющее конституционного обоснования и нарушающее
конституционные права граждан>>.
17 июля 2007 г. Конституционный суд РФ отказал в принятии к
рассмотрению жалобы Уполномоченного по правам человека в Российской
Федерации на нарушение конституционных прав гражданина Шаклеина
Владимира Андреевича положениями пункта 9 статьи 2 Федерального закона
"О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" и
пункта 7 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации".
В определении Конституционный суд РФ выразил свою правовую позицию в
отношении оспариваемых норм:
<<Приведенные законоположения, устанавливая в единстве с другими
нормами данной статьи порядок приобретения физическими и юридическими
лицами по решению исполнительного органа государственной власти или
органа местного самоуправления права на земельные участки, которые
находятся в государственной или муниципальной собственности и на
которых расположены здания, строения и сооружения, сами по себе не
нарушают право на проведение публичных мероприятий и, вопреки мнению
заявителя, не могут рассматриваться как противоречащие статьям 31 и 55
(часть 3) Конституции Российской Федерации.
Вместе с тем положения пункта 7 статьи 36 Земельного кодекса
Российской Федерации, применяемые во взаимосвязи с положениями пункта
9 статьи 2 и статьи 8 Федерального закона "О собраниях, митингах,
демонстрациях, шествиях и пикетированиях", затрагивают право на
проведение публичных мероприятий в случае его реализации в местах, где
это запрещено Федеральным законом.
....
Учитывая, что Федеральный закон "О собраниях, митингах, демонстрациях,
шествиях и пикетированиях" к территориям, непосредственно прилегающим
к зданиям и другим объектам, на которых запрещено проведение публичных
мероприятий, относит земельные участки, границы которых определяются
полномочными органами в соответствии с нормативными актами в сфере
землеустройства, землепользования и градостроительства, отсутствие
решения органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации
или органа местного самоуправления об установлении границы
соответствующего земельного участка и тем самым отсутствие самих
границ означает, что не имеется правовых оснований считать в таких
случаях пикетирование или иное публичное мероприятие нарушением
запрета проведения публичных мероприятий на территории,
непосредственно прилегающей к зданиям со специальным правовым
режимом, а следовательно, и оснований привлечения соответствующих лиц
к юридической ответственности.
...
Сами по себе эти законоположения не допускают произвольное ограничение
права на проведение публичных мероприятий и тем самым не нарушают
конституционные права и свободы В.А. Шаклеина>>.
Таким образом, хотя Конституционный Суд РФ указал, что при отсутствии
границ земельного участка, на котором расположение здание суда, нет
оснований считать, что есть нарушение п. 3 ч. 2 ст. 8 ФЗ "О собраниях,
митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях", не признал
нарушения прав Шаклеина на свободу мирных собраний и свободу выражения
мнений.
Копии указанных документов прилагаю:
1. Определение Конституционного Суда РФ от 29 мая 2007 г. N 428-О-О
"Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Шаклеина
Владимира Андреевича на нарушение его конституционных прав пунктом
3 части 2 статьи 8 Федерального закона "О собраниях, митингах,
демонстрациях, шествиях и пикетированиях"
2. Определение Конституционного Суда РФ от 17 июля 2007 г. N 573-О-О
"Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы Уполномоченного по
правам человека в Российской Федерации на нарушение
конституционных прав гражданина Шаклеина Владимира Андреевича
положениями пункта 9 статьи 2 Федерального закона "О собраниях,
митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" и пункта 7
статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации"
С уважением,
Представитель заявителя Шаклеина В.Я. Ермилова Н.П.
19 декабря 2007 г.
Добавить комментарий: