Перейти на главную сайта

Сайт ОО Сутяжник: Главная / Новости / Библиотека / Судебные дела / Европейский Суд / Изучаем Европейскую Конвенцию / Оспаривание нормативных актов / Заочная школа правозащитника/ Поиск

Изучаем Европейскую Конвенцию

Новости

  • Российское законодательство о применении Конвенции
  • Международно-правовые акты
  • Решения Европейского Суда по делам против России
  • Решения Европейского Суда по прецедентным делам
  • Судебная практика применения Конвенции в судах России
  • Практика применения Конвенции государственными не судебными органами
  • Юр. литература
  • Конференции, семинары
  • Лекции по применению Конвенции
  • Примеры процессуальных документов
  • Заключения об обоснованности обращения в Европейский Суд по правам человека
  • Проконсультироваться
  • История вступления России в Совет Европы

    Полная правовая база решений Европейского Суда на англ. и франц. языках

    Потенциальные заявители в Европейский Суд по правам человека! Если Вы считаете, что Ваши права были нарушены, или помогаете другому человеку, чьи права были нарушены, и при этом хотели бы получить консультацию о порядке обращения в Европейский Суд по правам человека, юристы общественного объединения «Сутяжник» готовы помочь Вам. Свяжитесь с нами по Интрнету или обычной почте

    Идея странички А.Л. Буркова. Поддержка странички осуществляется подразделениями ОО "Сутяжник" Академия по правам человека и Уральский центр конституционной и международной защиты прав человека

  • Международно-правовые акты

    Резолюция (78) 8 Комитета министров о юридической помощи и консультациях Принята Комитетом министров 2 марта 1978 года

    Комитет министров,

    учитывая, что право на доступ к правосудию и справедливому разбирательству, гарантированное статьей 6 Европейской конвенции по правам человека, является одним из основных признаков любого демократического общества;

    учитывая, что важно, таким образом, принять все необходимые меры с целью устранения экономических препятствий для доступа к правосудию и что наличие соответствующих систем юридической помощи будет способствовать выполнению этой задачи, особенно в отношении лиц, находящихся в экономически неблагоприятном положении;

    учитывая, что предоставление юридической помощи должно рассматриваться не как акт милосердия к неимущим, а как обязательство, лежащее на всем обществе в целом;

    учитывая, что облегчение доступа к юридическим консультациям, помимо юридической помощи, для лиц, находящихся в экономически неблагоприятном положении, также способствует устранению препятствий для доступа к правосудию,

    рекомендует правительствам государств-членов принять или усилить, в зависимости от обстоятельств, все меры, которые они сочтут необходимыми, с целью постепенной реализации принципов, изложенных в приложении к настоящей резолюции,

    предлагает правительствам государств-членов периодически информировать Генерального секретаря Совета Европы о мерах, принятых во исполнение рекомендаций, содержащихся в настоящей резолюции.

    Дополнение к резолюции (78) 8

    ЧАСТЬ I

    ЮРИДИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ

    1. Никто не может быть лишен в силу препятствий экономического характера возможности использования или защиты своих прав в любых судах, правомочных выносить решения по гражданским, торговым, административным, социальным1 или налоговым делам. С этой целью любое лицо должно иметь право на необходимую юридическую помощь в судебном разбирательстве. При рассмотрении того, является ли эта помощь необходимой, следует учитывать:

    а) финансовые возможности и обязательства заинтересованного лица;

    b) ожидаемую величину судебных расходов.

    2. Юридическая помощь должна предоставляться даже в тех случаях, когда заинтересованное лицо способно оплатить часть судебных издержек. В этом случае юридическая помощь может быть предоставлена при финансовом участии лица, которому она предоставляется, при условии, что это участие не превышает его возможностей.

    3. Юридическая помощь должна охватывать все расходы, понесенные лицом, которому она предоставляется, в ходе истребования или защиты своих прав, и в частности гонорары адвокатов, пошлины, расходы на экспертизу, возмещение расходов свидетелей и расходы на перевод.

    Желательно, чтобы предоставление юридической помощи освобождало от внесения залога или депозита на покрытие судебных расходов.

    4. Необходимо, чтобы юридическую помощь можно было получить в ходе судебного разбирательства, если изменилось финансовое положение стороны или возникло иное обстоятельство, делающее эту помощь необходимой.

    5. Юридическая помощь всегда должна осуществляться лицом, имеющим право практиковать в качестве адвоката в соответствии с юридическими нормами данного государства, как в случаях, когда система юридической помощи предусматривает участие защитника, так и в случаях, когда:

    а) стороны должны быть представлены таким лицом в судебном органе данного государства в соответствии с законом этого государства;

    b) орган, правомочный рассматривать просьбу о предоставлении юридической помощи, констатирует, что услуги адвоката необходимы ввиду конкретных обстоятельств рассматриваемого дела.

    Лицо, которому предоставлена помощь, должно быть, по возможности, свободно в выборе квалифицированного защитника. Назначенное защитником лицо должно получить надлежащее вознаграждение за работу, проделанную в интересах пользующегося юридической помощью лица.

    6. При рассмотрении вопроса о необходимости юридической помощи, власти
    могут:

    а) учитывать, исходя из обстоятельств дела, целесообразна или нет подача иска или же участие в суде в качестве ответчика;

    b) принимать во внимание характер разбирательства и, в случае необходимости, предоставлять помощь только в отношении иных расходов, чем те, которые связаны с помощью квалифицированного лица, упомянутого в принципе 5.

    7. Система юридической помощи должна предусматривать возможность пересмотра решения об отказе в предоставлении юридической помощи.

    8. Ответственность за финансирование юридической помощи должна быть возложена на государство.

    9. Финансовые условия юридической помощи должны пересматриваться, в частности с учетом роста стоимости жизни.

    10. Система юридической помощи должна предусматривать предоставление помощи в соответствии с принципами, изложенными в настоящей резолюции, в рамках любой другой процедуры, имеющей целью признание или выполнение в данном государстве судебного решения, вынесенного в другом государстве.

    11. Государству следует принять необходимые меры, с тем чтобы довести порядок действия системы юридической помощи до сведения общественности и заинтересованных кругов, в частности тех государственных органов, к которым могут обращаться за помощью потенциальные соискатели.

    ЧАСТЬ II

    ЮРИДИЧЕСКИЕ КОНСУЛЬТАЦИИ

    12. Государство должно обеспечивать лицам, находящимся в экономически неблагоприятном положении, возможность получения необходимой юридической консультации по всем вопросам, которые могут затрагивать их права и интересы и которые попадают в сферу действия принципа 1.

    13. Юридические консультации должны предоставляться либо бесплатно, либо при условии уплаты лицом, обратившимся с просьбой о консультации, суммы, соответствующей его финансовым возможностям.

    14. Государству следует обеспечить, чтобы информация о порядке предоставления юридических консультаций была доведена до сведения общественности и органов, в которые могут обращаться с просьбами о помощи лица, нуждающиеся в юридической консультации.

    15. Государству следует принять соответствующие меры, с тем чтобы органы юридической консультации располагали информацией о действующем законодательстве.

    16. Государству следует уделять особое внимание необходимости предоставления юридических консультаций в тех случаях, когда судебное разбирательство может быть возбуждено в другом государстве.

    ----------------------------------------------------------------------------

    1 Имеется в виду не только защита права граждан, претерпевших нанесение вреда в рамках трудовых, гражданских или уголовно-правовых правоотношений, но и собственно социальные, в частности, связанные с правом на пенсии и иные компенсации, права человека.
     

    Новинки

    А. Л. Бурков «Конвенция о защите прав человека в судах России». Москва: Волтерс Клувер, 2010

    А. Л. Бурков "Влияние Европейской конвенции по правам человека на Российское право" (Stuttgart: ibidem-Verlag, 2007)

    Шестое издание "Применение Европейской конвенции по правам человека в судах России"

    Пятое издание "Исполнение постановлений Европейского суда по правам человека"

    Четвертое издание "Право на жизнь, запрет пыток и бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания: европейские стандарты, российское законодательство и правоприменительная практика"

    Третье издание "Право на свободу и личную неприкосновенность: европейские стандарты и российская практика"

    Второе издание "Европейские стандарты права на справедливое судебное разбирательство и российская практика"

    Первое издание "Европейский Суд по правам человека: правила обращения и судопроизводства"

    Сайт ОО Сутяжник: Главная / Новости / Библиотека / Судебные дела / Европейский Суд / Изучаем Европейскую Конвенцию / Оспаривание нормативных актов / Заочная школа правозащитника / Поиск