Перейти на главную сайта

Сайт ОО Сутяжник: Главная / Новости / Библиотека / Судебные дела / Европейский Суд / Изучаем Европейскую Конвенцию / Оспаривание нормативных актов / Заочная школа правозащитника/ Поиск

Изучаем Европейскую Конвенцию

Новости

  • Российское законодательство о применении Конвенции
  • Международно-правовые акты
  • Решения Европейского Суда по делам против России
  • Решения Европейского Суда по прецедентным делам
  • Судебная практика применения Конвенции в судах России
  • Практика применения Конвенции государственными не судебными органами
  • Юр. литература
  • Конференции, семинары
  • Лекции по применению Конвенции
  • Примеры процессуальных документов
  • Заключения об обоснованности обращения в Европейский Суд по правам человека
  • Проконсультироваться
  • История вступления России в Совет Европы

    Полная правовая база решений Европейского Суда на англ. и франц. языках

    Потенциальные заявители в Европейский Суд по правам человека! Если Вы считаете, что Ваши права были нарушены, или помогаете другому человеку, чьи права были нарушены, и при этом хотели бы получить консультацию о порядке обращения в Европейский Суд по правам человека, юристы общественного объединения «Сутяжник» готовы помочь Вам. Свяжитесь с нами по Интрнету или обычной почте

    Идея странички А.Л. Буркова. Поддержка странички осуществляется подразделениями ОО "Сутяжник" Академия по правам человека и Уральский центр конституционной и международной защиты прав человека

  • Международно-правовые акты

     

    на английском

     

    Перевод Людмилы Чуркиной, юриста Уральского центра конституционной и международной защиты прав человека общественного объединения «Сутяжник»

     

    Правила Комитета Министров по надзору за исполнением постановлений и условий мировых соглашений

     

    (Приняты Комитетом Министров 10 мая 2006 г. на 964 заседании постоянных представителей министров)

     

    I. Общие положения

     

    Правило 1

     

    1. Осуществление полномочий Комитета Министров в соответствии с п.п. 2-5 Статьи 46 и п. 4 Статьи 39 Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод, регулируется настоящими Правилами.

     

    2. Если в настоящих Правилах не предусмотрено иначе, общие правила процедуры для заседаний Комитета Министров и постоянных представителей министров применяются при осуществлении данных полномочий.

     

    Правило 2

    1. Надзор за исполнением постановлений и условий мировых соглашений в принципе осуществляется Комитетом Министров во время специальных заседаниях по правам человека, повестка дня которых публикуется.

     

    2. Если председательство в Комитете Министров осуществляет представитель Высокой Договаривающейся Стороны, являющейся стороной по рассматриваемому делу, то представитель уступает место председателя на время обсуждения данного дела.

     

    Правило 3

    Если постановление или решение передано в Комитет Министров в соответствии с п. 2 Статьи 46 и п. 4 Статьи 39 Конвенции, то дело незамедлительно включается в повестку дня Комитета.

     

    Правило 4    

    1. Комитет Министров в приоритетном порядке контролирует исполнение постановлений, в которых Суд установил систематическую проблему в соответствии с Резолюцией Res(2004)3 Комитета Министров о постановлениях, раскрывающих систематическую проблему.

     

    2. Рассмотрение дел в приоритетном порядке, указанных в первом параграфе данного Правила не должно препятствовать рассмотрению в приоритетном порядке других важных дел, особенно дел, в которых установленное нарушение привело к  серьезным последствиям для потерпевшей стороны.

     

    Правило 5

    Комитет Министров принимает ежегодный отчет о деятельности в соответствии с п.п. 2-5 Статьи 46 или п. 4 Статьи 39 Конвенции, который публикуется и передается в Суд и Генеральному Секретарю, в Парламентскую Ассамблею и Комиссару по правам человека Совета Европы.

     

    II. Надзор за исполнением постановлений

     

    Правило 6

    Информация, представляемая Комитету Министров, об исполнении постановлений

     

    1. Если в постановлении, переданном в Комитет Министров в соответствии с п. 2 Статьи 46 Конвенции, Суд решил, что имело место нарушение Конвенции или Протоколов к ней и/или присудил справедливую компенсацию потерпевшей стороне в соответствии со Статьей 41 Конвенции, Комитет предлагает заинтересованной Высокой Договаривающейся Стороне проинформировать о мерах, которые Высокая Договаривающаяся Сторона приняла или намеревается принять в результате вынесенного постановления, учитывая обязательства по исполнению постановления в соответствии с п. 1 Статьи 46 Конвенции.

     

    2. При надзоре за исполнением постановления заинтересованная Высокая Договаривающаяся Сторона  на основании п. 2 Статьи 46 Конвенции Комитет Министров проверяет:

     

    1. была ли выплачена справедливая компенсация, присужденная Судом, включая процентную ставку в случае задержки выплаты;

    2. и в случае необходимости, с учетом свободы выбора мер, предоставленной заинтересованной Высокой Договаривающейся Стороне, исполнения постановления:

     

    i. были ли приняты меры индивидуального характера[1] для того, чтобы прекратить нарушение и восстановить, насколько это возможно, ситуацию заявителя, существовавшую до нарушения Конвенции;

    ii. были ли приняты меры общего характера[2] для того, чтобы предотвратить новые нарушения, аналогичные тем, которые были установлены, или для того, чтобы прекратить продолжающиеся нарушения.

     

    Правило 7

    Периодичность контроля

     

    1. Пока заинтересованная Высокая Договаривающаяся Сторона не представит информацию о выплате справедливой компенсации, предусмотренной Судом, или не примет возможные меры индивидуального характера, дело включается в повестку дня каждого заседания по правам человека Комитета Министров, если Комитет не примет иное решение.

     

    2. Если заинтересованная Высокая Договаривающаяся Сторона заявляет Комитету Министров, что она еще не может проинформировать его о принятии необходимых мер общего характера по исполнению постановления, дело вновь включается в повестку дня заседания Комитета Министров не позднее чем в течение шести месяцев, если Комитет не примет иное решение; такое же правило применяется после истечения срока и в течение каждого нового срока.

     

    Правило 8    

    Доступ к информации

     

    1. Положения данного Правила применяются с соблюдением конфиденциального характера обсуждений на заседаниях Комитета Министров в соответствии со Статьей 21 Устава Совета Европы.

     

    2. Следующая информация публикуется, если Комитет не примет иное решение для защиты законных общественных или частных интересов:

     

    1. информация и относящиеся к этому документы, представленные Комитету Министров Высокой Договаривающейся Стороной в соответствии с п. 2 Статьи 46 Конвенции;

    2. информация и относящиеся к этому документы, представленные в Комитет Министров в соответствии с настоящими Правилами потерпевшей стороной, неправительственной организацией или национальными институтами по поддержке и защите прав человека

     

    3. При принятии решения на основании п.2 этого Правила Комитет принимает во внимание, среди прочего:

     

    1. мотивированные просьбы о соблюдении конфиденциальности со стороны Высокой Договаривающейся Стороны, потерпевшей стороны, неправительственной организации или национальных институтов по поддержке и защите прав человека;

     

    1. мотивированные просьбы о соблюдении конфиденциальности, о которой любая другая заинтересованная Высокая Договаривающаяся Сторона заявляет незамедлительно, но не позднее начала первого рассмотрения Комитетом соответствующей информации;

     

    1. интерес потерпевшей стороны или третьей стороны, не желающих предать гласности свою личность, или что-либо, указывающее на них.  

     

    1. После каждого заседания Комитета Министров, повестка дня с аннотациями, представленная в Комитет для надзора за исполнением также публикуется, вместе с принятыми решениями, если Комитет не примет иное решение. Если возможно, то другие общедоступные документы, представленные в Комитет, публикуются, если Комитет не примет иное решение.

     

    1. Во всех случаях, если потерпевшей стороне предоставили анонимность в соответствии с п. 3 Правила 47 Правил Суда, его или ее анонимность сохраняется в процессе исполнения, пока он или она не выразит желание отказаться от анонимности.

     

    Правило 9

    Сообщения  в Комитет Министров

     

    1. Комитет Министров рассматривает любые сообщения от потерпевшей стороны относительно выплаты справедливой компенсации или принятия мер индивидуального характера.

     

    2. Комитет Министров имеет право рассматривать любое сообщение от неправительственных организаций, а также от национальных институтов по поддержке и защите прав человека относительно исполнения постановлений в соответствии с п. 2 Статьи 46 Конвенции.

     

    3. Секретариат доводит надлежащим образом до сведения Комитета Министров любое полученное сообщение в соответствии с п. 1 этого Правила. Он направляет в Комитет любые полученные сообщения на основании п. 2 данного Правила вместе с пояснениями заинтересованной(ых) делегации(ий) при условии, что последние передаются в Секретариат в течение пяти рабочих дней с момента уведомления о таком сообщении.

     

    Правило 10

    Передача  в  Суд вопроса  о толковании постановления

    1. Если на основании п. 3 Статьи 46 Конвенции Комитет Министров решит, что осуществлению надзора за исполнением окончательного постановления  препятствует проблема толкования постановления, он вправе передать данный вопрос на рассмотрение Суда для вынесения им постановления относительно толкования. Решение о передаче вопроса на рассмотрение Суда принимается большинством в 2/3 голосов от числа представителей, управомоченных принимать участие в работе Комитета.

    2. Решение о передаче вопроса на рассмотрение Суда может быть принято в любое время в процессе осуществления Комитетом Министров надзора за исполнением постановлений.

     

    3. Решение о передаче вопроса на рассмотрение Суда подается в форме промежуточной резолюции. Оно должно быть аргументировано, и включать различные точки зрения, в частности, точку зрения заинтересованной Высокой Договаривающейся Стороны.

    4. При необходимости председатель Комитета Министров представляет в Суде Комитет, если Комитет не примет решение о другой форме представления. Данное решение принимается большинством в 2/3 голосов от числа представителей, участвующих в голосовании и большинства представителей, управомоченных принимать участие в работе Комитета.

    Правило 11

    Процедура передачи на рассмотрение Суда вопроса о нарушении государством своих обязательств

     

    1. Если в соответствии с п. 4 Статьи 46 Конвенции Комитет Министров считает, что государство отказывается исполнять окончательное постановление по делу, в котором оно является стороной, он вправе после направления официального уведомления данному государству и принятия решения большинства голосов в 2/3 от числа представителей, управомоченных принимать участие в работе Комитета, передать на рассмотрение Суда вопрос, не нарушила ли это государство свое обязательство

     

    2.  Процедура передачи на рассмотрение Суда вопроса о нарушении государством своих обязательств применяется только в исключительных случаях. Она не инициируется до тех пор, пока не будет направлено официальное уведомление заинтересованной Высокой Договаривающейся Стороне о намерении Комитета Министров возбудить такую процедуру. Данное официальное уведомление направляется не позднее чем за 6 месяцев до передачи на рассмотрение Суда вопроса о нарушении обязательства со стороны государства, пока Комитет не примет иное решение, и подается в форме предварительной резолюции. Данная резолюция принимается  большинством голосов в 2/3 от числа представителей, управомоченных принимать участие в работе Комитета.

     

    3. Решение о передаче на рассмотрение Суда вопроса о нарушении обязательства со стороны государства передается в форме предварительной резолюции. Она должна быть аргументирована и содержать краткое резюме заявления заинтересованной Высокой Договаривающейся Стороны.

    4. Председатель Комитета Министров представляет в Суде Комитет, если Комитет не примет решение о другой форме представления. Данное решение принимается большинством в 2/3 голосов от числа представителей, участвующих в голосовании и большинства представителей, управомоченных принимать участие в работе Комитета.

    III. Надзор по выполнению условий мировых соглашений

     

    Правило 12

    Информация, представленная в Комитет Министров о выполнении  условий мировых соглашений

     

    1. Если решение передано в Комитет Министров в соответствии с п. 4 Статьи 39 Конвенции, Комитет предлагает заинтересованной Высокой Договаривающейся Стороне проинформировать Комитет о выполнении условий мирового соглашения.

     

    2. Комитет Министров проверяет, выполнены ли условия мирового соглашения, как установлено в решении Суда.

     

    Правило 13

    Периоды контроля

     

    Пока заинтересованная Высокая Договаривающаяся Сторона не представит информацию о выполнении условий мирового соглашения, как установлено в решении Суда, дело включается в повестку дня каждого заседания по правам человека Комитета Министров, или, если возможно[3], не позднее чем в течение шести месяцев, если Комитет не примет иное решение.

     

    Правило 14

    Доступ к информации

     

    1. Положения данного Правила применяются с соблюдением конфиденциального характера обсуждений на заседаниях Комитета Министров в соответствии со Статьей 21 Устава Совета Европы.

     

    2. Следующая информация публикуется, если Комитет не примет иное решение для защиты законных общественных или частных интересов:

     

    1. информация и относящиеся к этому документы, представленные Комитету Министров государством в соответствии с п. 4 Статьи 39 Конвенции;

     

    1. информация и относящиеся к этому документы, представленные в Комитет Министров в соответствии с настоящими Правилами потерпевшей стороной, неправительственной организацией или национальными институтами по поддержке и защите прав человека

     

    3. При принятии решения на основании п.2 этого Правила Комитет принимает во внимание, среди прочего:

     

    1. мотивированные просьбы о соблюдении конфиденциальности со стороны государства, потерпевшей стороны, неправительственной организации или национальных институтов по поддержке и защите прав человека;

     

    1. мотивированные просьбы о соблюдении конфиденциальности, о которой любая  другая Высокая Договаривающаяся Сторона заявляет незамедлительно, но  не позднее начала первого рассмотрения Комитетом соответствующей информации;

     

    1. интерес потерпевшей стороны или третьей стороны, не желающих предать гласности свою личность, или что-либо, указывающее на них.  

     

    1. После каждого заседания Комитета Министров, повестка дня с аннотациями, представленная в Комитет для надзора за исполнением также публикуется, вместе с принятыми решениями, если Комитет не примет иное решение. Если возможно, то другие общедоступные документы, представленные в Комитет, публикуются, если Комитет не примет иное решение.

     

    1. Во всех случаях, если потерпевшей стороне предоставили анонимность в соответствии с п. 3 Правила 47 Правил Суда, его или ее анонимность сохраняется в процессе исполнения, пока он или она не выразит желание отказаться от анонимности.

     

    Правило 15

    Сообщения в Комитет Министров

     

    1. Комитет Министров рассматривает любые сообщения от потерпевшей стороны относительно выплаты справедливой компенсации или принятия мер индивидуального характера.

     

    2. Комитет Министров имеет право рассматривать любое сообщение от неправительственных организаций, а также от национальных институтов по поддержке и защите прав человека относительно исполнения постановлений в соответствии с п. 2 Статьи 46 Конвенции.

     

    3. Секретариат доводит надлежащим образом до сведения Комитета Министров любое полученное сообщение в соответствии с п. 1 этого Правила. Он направляет в Комитет любые полученные сообщения на основании п. 2 данного Правила вместе с пояснениями заинтересованной(ых) делегации(ий) при условии, что последние передаются в Секретариат в течение пяти рабочих дней с момента уведомления о таком сообщении.

     

    IV. Резолюции

     

    Правило 16

    Промежуточные резолюции

     

    В процессе исполнения постановления или условий мирового соглашения Комитет Министров вправе принимать промежуточные резолюции, особенно чтобы представить информацию о продвижении процесса исполнения или, если необходимо, выразить обеспокоенность и/или представить предложения относительно исполнения.

     

    Правило 17

    Окончательная резолюция

     

    После того Комитет Министров убедится, что заинтересованная Высокая Договаривающаяся Сторона приняла все необходимые меры по исполнению постановления или условий мирового соглашения, Комитет принимает резолюцию, заключив, что функции в соответствии с п. 2 Статьей 46 или п. 4 Статьи 39 Конвенции государство выполнило.


     

    [1] Например, исключение из списка судимостей несправедливого уголовного наказания, предоставление вида на жительство или возобновление соответствующего внутреннего судопроизводства (по последнему аспекту см. Рекомендацию Rec(2000)2 Комитета Министров государствам-членам по пересмотру дел и возобновлению производства по делу на внутригосударственном уровне в связи с решениями Европейского суда по правам человека, принятую 19 января 2000 г. на 694 заседании представителей министров)

    [2] Например, изменения в законодательные или нормативные акты, изменения в судебной или административной практике, или публикация постановления Суда на языке государства-ответчика и его распространение среди заинтересованных органов власти

    [3] В частности, если условия мирового соглашения включают обязательства, которые по своей природе не могут быть выполнены в течение короткого периода времени, такие как принятие нового законодательства

     

    Новинки

    А. Л. Бурков «Конвенция о защите прав человека в судах России». Москва: Волтерс Клувер, 2010

    А. Л. Бурков "Влияние Европейской конвенции по правам человека на Российское право" (Stuttgart: ibidem-Verlag, 2007)

    Шестое издание "Применение Европейской конвенции по правам человека в судах России"

    Пятое издание "Исполнение постановлений Европейского суда по правам человека"

    Четвертое издание "Право на жизнь, запрет пыток и бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания: европейские стандарты, российское законодательство и правоприменительная практика"

    Третье издание "Право на свободу и личную неприкосновенность: европейские стандарты и российская практика"

    Второе издание "Европейские стандарты права на справедливое судебное разбирательство и российская практика"

    Первое издание "Европейский Суд по правам человека: правила обращения и судопроизводства"

    Сайт ОО Сутяжник: Главная / Новости / Библиотека / Судебные дела / Европейский Суд / Изучаем Европейскую Конвенцию / Оспаривание нормативных актов / Заочная школа правозащитника / Поиск