Общественное объединение "Сутяжник"

Главная страница

Новости судебных дел

Судебное дело "Беляев против права муниципалитета решать вопросы перевода помещений в иной статус"


Жалоба в Конституционный Суд РФ о признании абзаца 2 части 3 статьи 288 Гражданского Кодекса РФ, пункта «п» статьи 7 Закона Свердловской области «Об основах жилищной политики Свердловской области» не соответствующими Конституции РФ

 

21.06.2004

 

                               В Конституционный Суд Российской Федерации

                                                      Москва, Ильинка, 21

                                        Заявитель: Беляев Сергей Иванович

                            
                                   Нормативные акты, подлежащие проверке:

               1. Пункт п статьи 7 Закона Свердловской области Об основах

                                 жилищной политики в Свердловской области

                                        Орган, принявший нормативный акт:

                            Законодательное Собрание Свердловской области

                              620031, г. Екатеринбург, пл. Октябрьская, 1

            2. Абзац 2 части 3 статьи 288 Гражданского Кодекса Российской
                                                                Федерации

                                        Орган, принявший нормативный акт:

                                Государственная Дума Российской Федерации

                                                   Москва, Охотный ряд, 1

                   Жалоба о признании неконституционными

       абз. 2 ч. 3 ст. 288 Гражданского Кодекса РФ, п. п ст. 7 Закона
                            Свердловской области

             Об основах жилищной политики Свердловской области

   В   соответствии   со   статьей   3  ФКЗ  О  Конституционном  Суде  РФ
   Конституционный Суд Российской Федерации разрешает дела о соответствии
   Конституции   Российской   Федерации   федеральных   законов,  законов
   субъектов  Российской  Федерации,  изданных по вопросам, относящимся к
   ведению   органов   государственной   власти  Российской  Федерации  и
   совместному   ведению   органов   государственной   власти  Российской
   Федерации   и  органов  государственной  власти  субъектов  Российской
   Федерации.

   Основанием  для обращения в Конституционный Суд РФ послужила возникшая
   неопределенность в том, соответствует ли Конституции РФ положения абз.
   2  ч.  3  ст.  288  Гражданского  Кодекса  РФ, предусматривающего, что
   Перевод   помещений   из  жилых  в  нежилые  производится  в  порядке,
   определяемом  жилищным законодательством, а также положения п. п ст. 7
   Закона  Свердловской Области Об основах жилищной политики Свердловской
   области,   предусматривающего,   что  органы  местного  самоуправления
   обязаны осуществлять перевод помещений в жилые или в нежилые.

   В  совокупности  абзац  2  части 3 статьи 288 ГК РФ и пункт п статьи 7
   Закона  Свердловской области Об основах жилищной политики Свердловской
   области  передали  вопросы перевода жилых помещений в статус нежилых в
   ведение органов местного самоуправления Свердловской области.

   Считаю,  что  указанные  мной  нормы  Гражданского Кодекса РФ и Закона
   Свердловской  области противоречат Конституции РФ и нарушают мои права
   человека и гражданина.

    1. Противоречие Конституции РФ.

     1.  1.  Противоречие  Конституции  РФ  абзаца 2 части 3 статьи 288
       Гражданского Кодекса РФ.
    
       В  соответствии  с  частью  2  статьи 4 Конституции РФ Конституция
       Российской  Федерации  и  федеральные законы имеют верховенство на
       всей  территории  Российской  Федерации.  Согласно  части  3 ст. 5
       Конституции   РФ   Федеративное  устройство  Российской  Федерации
       основано  на  ее  государственной  целостности,  единстве  системы
       государственной   власти,   разграничении   предметов   ведения  и
       полномочий   между   органами  государственной  власти  Российской
       Федерации  и  органами государственной власти субъектов Российской
       Федерации,  равноправии  и  самоопределении  народов  в Российской
       Федерации.

   Часть  2  статьи  8  Конституции устанавливает: В Российской Федерации
   признаются  и  защищаются  равным  образом  частная,  государственная,
   муниципальная и иные формы собственности.

   Конституция  РФ,  в  статье 35, ч. 1, 2 гарантирует, что право частной
   собственности  охраняется  законом.  Каждый  вправе  иметь имущество в
   собственности,   владеть,   пользоваться   и   распоряжаться   им  как
   единолично, так и совместно с другими лицами.

   Предусматривая  в  части 3 ст. 55 возможность ограничения прав граждан
   федеральным  законом: права и свободы человека и гражданина могут быть
   ограничены  федеральным  законом  только  в  той  мере,  в  какой  это
   необходимо    в    целях    защиты   основ   конституционного   строя,
   нравственности,  здоровья,  прав  и  законных  интересов  других  лиц,
   обеспечения обороны страны и безопасности государства, Конституция РФ,
   тем  не  менее,  устанавливает сферу возможного вмешательства статьями
   71, 72, определяя компетенцию органов государственной власти на уровне
   Российской Федерации и субъектов Федерации.

   Так,  пункт  в  статьи  71 Конституции РФ устанавливает, что в ведении
   Российской  Федерации  находятся  регулирование и защита прав и свобод
   человека  и  гражданина,  пункт  б  части 1 статьи 72 Конституции РФ к
   совместному   ведению  Российской  Федерации  и  субъектов  Российской
   Федерации относит только защиту прав и свобод человека и гражданина.

   Пункт  о  статьи  71  Конституции  РФ  относит  к  ведению  Российской
   Федерации  гражданское  законодательство,  а статья 72 Конституции РФ,
   пункт  к  устанавливает,  что  к  сфере совместного ведения Российской
   Федерации   и   субъектов  Российской  Федерации  относиться  жилищное
   законодательство.

   Федеральный закон - Гражданский Кодекс РФ относя право собственности и
   другие  вещные  права  на жилые помещения к сфере ведения гражданского
   законодательства,  как исключение из этой нормы содержит абзац 2 части
   3 статьи 288, устанавливающий, что вопросы перевода помещений из жилых
   в  категорию  нежилых  производятся  в  порядке, определяемом жилищным
   законодательством.

   Вопросы    перевода    жилых   помещений   в   нежилые   относятся   к
   конституционному правомочию собственника на распоряжение принадлежащим
   ему  имуществом в соответствии со своим усмотрением и конституционному
   праву  государства  регулировать права и обязанности гражданина, в том
   числе  ограничивая  собственника  с целью защиты интересов других лиц,
   следовательно,   находятся   в   исключительном   ведении   Российской
   Федерации.

   Согласно  части  1  статьи  76  Конституции  РФ  По  предметам ведения
   Российской  Федерации принимаются федеральные конституционные законы и
   федеральные   законы,  имеющие  прямое  действие  на  всей  территории
   Российской Федерации.

   Следовательно,  в  отношении порядка перевода жилых помещений в статус
   нежилых должен быть принят федеральный закон.

   Согласно   части  1  ст.  15  Конституции  РФ  Конституция  Российской
   Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется
   на  всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты,
   принимаемые   в   Российской   Федерации,   не   должны  противоречить
   Конституции Российской Федерации.

   Таким  образом, абзац 2 части 3 статьи 288 Гражданского Кодекса относя
   вопросы  перевода  жилых  помещений  в  категорию  нежилых  к  ведению
   жилищного  законодательства,  противоречит ч. 3 ст. 5, ч. 1 ст. 15, ч.
   1,  2  ст.  35,  ч.  1  ст.  71,  ст.  72, ч. 1 ст. 76 Конституции РФ,
   поскольку относит вопросы исключительного ведения Российской Федерации
   к вопросам совместного ведения.

   1.2. Противоречие Конституции РФ пункта п статьи 7 Закона Свердловской
   области Об основах жилищной политике в Свердловской области.

   Пункт  п  статьи  7  Закона  Свердловской  области Об основах жилищной
   политики   в   Свердловской   области   возлагая  на  органы  местного
   самоуправления  обязанность осуществлять перевод помещений в жилые или
   в  нежилые  противоречит  указанным  нормам Конституции РФ не только в
   силу   того,  что  формулирует  норму  гражданского  законодательства,
   отнесенного к сфере ведения исключительно Российской Федерации, но и в
   силу  того,  что  наделяет  муниципалитет  правом  вмешиваться в сферу
   нормотворчества федеральных органов власти.

   Устанавливая    обязанность    муниципалитета   осуществлять   перевод
   помещений,  оспариваемая норма не оговаривает, в отношении какой формы
   собственности - государственной, муниципальной, частной, общественной,
   колхозной  -  действуют эти полномочия. Таким образом, органы местного
   самоуправления обязаны издавать нормативные акты, регулирующие вопросы
   перевода  любой формы собственности. В частности, на территории города
   Екатеринбурга  действует Решение Екатеринбургской городской Думы от 14
   октября  1997  г. N 26/10 Об утверждении Положения "О порядке перевода
   жилых   помещений   (жилых  домов)  в  нежилые  на  территории  города
   Екатеринбурга.

   Пункт  1.2  указанного  положения  предусматривает,  что Перевод жилых
   помещений  (жилых  домов)  в нежилые независимо от формы собственности
   жилищного  фонда производится на основании постановления главы города.
   Таким  образом, муниципалитет реализуя установленные областным законом
   полномочия,  решает за собственника, государство, кооператив, индивида
   и  т.д.  как распорядиться его собственностью, то есть изменить статус
   его  имущества,  тем  самым вмешиваясь в регулирование конституционных
   прав  и свобод, хотя эти вопросы составляют исключительную компетенцию
   Российской Федерации (пункт в ст. 71 Конституции РФ).

   Статья  12  Конституции РФ устанавливает, что Местное самоуправление в
   пределах    своих    полномочий    самостоятельно.   Органы   местного
   самоуправления не входят в систему органов государственной власти.

   Пункт п ст. 7 Закона Свердловской области Об основах жилищной политики
   в   Свердловской   области   возложил   на  муниципалитет  обязанность
   регулировать  вопросы,  которые  относятся  к компетенции федерального
   органа  власти - Федерального Собрания - Парламента РФ, исключительной
   компетенции  которого,  в  соответствии  с  Конституцией  РФ, является
   регулирование   вопросов   гражданского   законодательства,  например,
   распоряжение  имуществом,  изменение  его  правового статуса - перевод
   жилых помещений в нежилые и наоборот.

   Конституция  РФ  в  части  1, 2 ст. 76 устанавливает, что по предметам
   ведения  Российской  Федерации принимаются федеральные конституционные
   законы   и   федеральные  законы,  имеющие  прямое  действие  на  всей
   территории  Российской  Федерации.  По  предметам  совместного ведения
   Российской   Федерации   и  субъектов  Российской  Федерации  издаются
   федеральные  законы  и принимаемые в соответствии с ними законы и иные
   нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.

   Более  того,  в  развитие  данного положения издан Федеральный Закон N
   184-ФЗ     Об     общих    принципах    организации    законодательных
   (представительных)  и  исполнительных  органов  государственной власти
   субъектов  Российской  Федерации, согласно ст. 3 которого Федеральными
   законами,   договорами  о  разграничении  полномочий,  соглашениями  о
   передаче  осуществления  части  полномочий между федеральными органами
   исполнительной   власти  и  исполнительными  органами  государственной
   власти   субъектов   Российской   Федерации   (далее   -  соглашения),
   конституциями  (уставами),  законами  и  иными  нормативными правовыми
   актами   субъектов   Российской   Федерации   не  могут  передаваться,
   исключаться   или   иным   образом   перераспределяться  установленные
   Конституцией   Российской   Федерации   предметы   ведения  Российской
   Федерации,   предметы   совместного  ведения  Российской  Федерации  и
   субъектов Российской Федерации (далее - предметы совместного ведения),
   а также предметы ведения субъектов Российской Федерации.

   Часть  1  ст.  130  Конституции  РФ  устанавливает  полномочия органов
   местного  самоуправления  исключительно  на распоряжение муниципальной
   собственностью:   Местное   самоуправление   в   Российской  Федерации
   обеспечивает  самостоятельное  решение  населением  вопросов  местного
   значения,   владение,   пользование   и   распоряжение   муниципальной
   собственностью.

   Часть  1  статьи  132  Конституции  РФ  также  предусматривает: органы
   местного   самоуправления   самостоятельно   управляют   муниципальной
   собственностью,  формируют,  утверждают  и  исполняют  местный бюджет,
   устанавливают    местные   налоги   и   сборы,   осуществляют   охрану
   общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения.

   Не  только  часть 3 ст. 55 Конституции РФ гарантирует ограничение прав
   граждан  только Федеральным Законом, но и ч. 2 ст. 132 Конституции РФ,
   которая   предусматривает:   органы   местного   самоуправления  могут
   наделяться   законом   отдельными   государственными   полномочиями  с
   передачей  необходимых  для их осуществления материальных и финансовых
   средств. Реализация переданных полномочий подконтрольна государству.

   Федеральным  законодательством установлены полномочия собственников по
   распоряжению свом имуществом.

   Согласно части 2 статьи 209 Гражданского Кодекса РФ каждый собственник
   вправе  по  своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему
   имущества  любые  действия,  не  противоречащие закону и иным правовым
   актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц.

   Согласно  статье 8, 9 Жилищного Кодекса РСФСР в исключительных случаях
   перевод   жилых   домов   и   жилых   помещений   в  нежилые  в  домах
   государственного  и общественного жилищного фонда может осуществляться
   по  решению  Совета  Министров  автономной республики, исполнительного
   комитета   краевого,  областного  Совета  народных  депутатов,  Совета
   народных  депутатов  автономной  области, автономного округа - то есть
   исполнительных органов субъекта Федерации.

   Перевод  жилых  домов и жилых помещений ведомственного и общественного
   жилищного    фонда    в    нежилые    производится   по   предложениям
   соответствующих  министерств,  государственных  комитетов,  ведомств и
   центральных органов общественных организаций.

   Перевод  жилых  домов  и  жилых  помещений,  принадлежащих колхозам, в
   нежилые  осуществляется  по решению общего собрания членов колхоза или
   собрания уполномоченных.

   В  соответствии с законом О местном самоуправлении в РФ (ч. 10 ст. 55)
   органы  местного  самоуправления устанавливают порядок признания жилых
   домов  и  жилых  помещений  не пригодными для постоянного проживания и
   порядок  перевода жилых домов и жилых помещений муниципального фонда в
   нежилые.

   В  соответствии с ч. 1 ст. 19 Конституции РФ все равны перед законом и
   судом. Устанавливая обязанность муниципалитета распоряжаться не только
   муниципальной,  но  и  частной, государственной и т.д. собственностью,
   пункт  п  ст. 7 ОЗ Об основах жилищной политики в Свердловской области
   нарушает  Конституцию РФ и дискриминирует граждан-собственников, лишая
   их   конституционного   права   принимать   самостоятельно,  по  своей
   инициативе  решение о распоряжении собственностью - переводе помещений
   в другой статус.

   Таким  образом,  законом  субъекта  Российской Федерации не могут быть
   переданы  муниципалитету  полномочия  по  переводу  жилых  помещений в
   нежилые  (конституционного,  закрепленного  за  собственником права на
   распоряжение  имуществом)  в  отношении любого вида собственности, тем
   более  частной  собственности  гражданина,  в силу того, что это сфера
   гражданского  законодательства  и  находится  в исключительном ведении
   Российской Федерации.

   Таким  образом,  пункт  п ст. 7 Закона Свердловской области Об основах
   жилищной политики в Свердловской области противоречит ст. 12, ч. 1 ст.
   19, ч. 1, 2 ст. 35, ч. 3 ст. 55, ч. 1 ст. 71, ст. 72, ч. 1 ст. 76, ст.
   130 Конституции РФ.

    2. Нарушение права заявителя. 

   Оспариваемые мной нормы были применены в конкретных гражданских делах.

   Так,  положения  п.  п  ст. 7 Областного Закона РФ Об основах жилищной
   политики в Свердловской области и части 3 ст. 288 Гражданского кодекса
   были  применены Ленинским районный судом г. Екатеринбурга в решении от
   23.07.1999  г.  и  Свердловским  областным  судом  в определении от 07
   сентября  1999  г., отказавшим мне в удовлетворении жалобы на действия
   Бюро  технической  инвентаризации в части отказа в регистрации статуса
   помещений,  принадлежащих  мне  на  праве  собственности,  в  качестве
   нежилых.

   Учреждение  Юстиции  по государственной регистрации прав на недвижимое
   имущество  и  сделок  с  ним  на  территории  Свердловской  области, в
   компетенцию которого в настоящее время входит регистрация недвижимости
   и  выдача  соответствующих  документов,  отказало  мне  в  регистрации
   статуса  принадлежащих мне помещений в качестве нежилых, сославшись на
   положения  абзаца 2 части 3 ст. 288 Гражданского кодекса РФ и на ст. 7
   Закона   Свердловской   области   Об   основах   жилищной  политики  в
   Свердловской  области,  в соответствии с которыми я должен представить
   акт местного самоуправления об изменении статуса помещений.

   Свердловский  областной суд 22.10.2001 г. отказал мне в удовлетворении
   жалобы  о  признании  несоответствующим  федеральному законодательству
   пункта  п  статьи  7  Закона  Свердловской области Об основах жилищной
   политики  в  Свердловской  области,  Верховный  суд  РФ  03.02.2002 г.
   оставил решение без изменения.

   Кировский  районный  суд  г.  Екатеринбурга  решением от 06.06.2002 г.
   прекратил  мое  право собственности на эти помещения ввиду того, что я
   не  представил  доказательств  перевода  принадлежащих мне помещений в
   статус нежилых.

   Таким  образом, было нарушено мое право собственности, гарантированное
   ст. 35 Конституции РФ, статьей 1 протокола 1 к Конвенции о защите прав
   человека и основных свобод.

   На  основании  изложенного, руководствуясь ст. 3, ст. 36, ст. 96 ФКЗ О
   Конституционном Суде РФ, частью 4 ст. 125 Конституции РФ,

                                   Прошу:

    1. Признать  абзац  2  части  3  статьи 288 Гражданского Кодекса РФ в
       части, в которой перевод помещений из жилых в нежилые производится
       в    порядке,    определяемом   жилищным   законодательством,   не
       соответствующим  ч. 3 ст. 5, ч. 1 ст. 15, ч. 1, 2 ст. 35, ч. 1 ст.
       71, ст. 72, ч. 1 ст. 76 Конституции РФ.
    2. Признать  пункт  п статьи 7 Закона Свердловской области Об основах
       жилищной  политики Свердловской области не соответствующим ст. 12,
       ч.  1 ст. 19, ч. 1, 2 ст. 35, ч. 3 ст. 55, ч. 1 ст. 71, ст. 72, ч.
       1 ст. 76, ст. 130 Конституции РФ.

   Приложение:

   1) Статья 7 Закона Свердловской области Об основах жилищной политики в
   Свердловской области (3 экз.).

   2) Статья 288 Гражданского Кодекса РФ (3 экз.)

   3) Жалоба в Конституционный Суд РФ (3 экз.)

   4) Квитанция об уплате государственной пошлины.

   5) Решение Ленинского районного суда г. Екатеринбурга от 23.07.1999 г.
   (3 экз.).

   6) Определение Свердловского областного суда от 07 сентября 1999 г. (3
   экз.).

   7)  Решение  Учреждения Юстиции по государственной регистрации прав на
   недвижимое  имущество  и  сделок  с  ним  на  территории  Свердловской
   области. (3 экз.).

   8) Решение Свердловского областного суда от 22.10.2001 г. (3 экз.).

   9) Определение Верховного Суда РФ от 03 января 2002 г. (3 экз.).

   10)  Решение  Кировского районного суда г. Екатеринбурга от 06.06.2002
   г. (3 экз.).

   _21_ июня 2004 г. С.И. Беляев

  


Если вы хотите поддержать нашу деятельность, то введите в поле ниже сумму в рублях, которую вы готовы пожертвовать и кликните кнопку рядом:

рублей.      


Поделиться в социальных сетях:

  Diaspora*

Комментарии:

1. AnonymousБорис Бойков - 27.08.2011 23:10:27
E-mail: boiko.boris32@mail.ru

Как добиться права выкупа З/У под торгово-производственными киосками? имеет ли исключительное право выкупа З/У по ст. 36 ЗК РФ

Производитель продукции выполняющий Постановление Правительства № 245 от 14 апреля 2010 г. по производству продукции первой необходимости для населения? Чиновник землю в собственность не дает ине продает по ст. 34 ЗК РФ. Ему дано право волеизъявления. Он на Постановление Правительства чихал. Как же выполнять Правительственную программу?

 

2. AnonymousБорис Бойков - 10.03.2012 11:16:22
E-mail: boiko.boris32@mail.ru

производитель безалкогольных напитков. Имею 6

павильонов "Газ_Вода". Постановление Правительства № 245 от 14 апреля 2010 г. Пункт 5. ст. 34 ЗК РФ опркделяет порядок права выкупа З/У.

Но мне отказано. У главы администрации Балаковского М.района при чтении этого пункта на глаза наворачиваются слезы, он делается слепым.

Может было ПОСТАНОВЛЕНИЕ КС РФ на такой факт, что бы смахнуть слезу с многократным увеличением текста? Очень прошу поискать?

 

3. Anonymous - 10.03.2012 11:23:27

Куда же вы деваете мои тексты? Я уже дважды их писал. Почему они исчезают? Я у вас на этом сайте дано зарегистрирован. давал уже свой комментарий. Сколько раз можно регистрироваться? У вас что не сохраняются данные? Всё у Вас есть! Просто хочется Вам отмазаться от комментарий.

Ну и досвиданья.

 

Добавить комментарий:

Ваше имя или ник:

(Войти? Зарегистрироваться? Забыли пароль? Войти под OpenID?)

Ваш e-mail (не обязателен, если укажете - будет опубликован на сайте):

Ваш комментарий:

Введите цифры и буквы с картинки (защита от спам-роботов):

        

 

 

15.05.2015г. распоряжением Минюста РФ СРОО "Сутяжник" включена в реестр иностранных агентов.