| 
Предисловие 
Любая разумная деятельность человека имеет определенную точку 
отсчета, фундамент, начало, источник. Каждое движение, каждое действие, каждое 
решение человека здесь и сейчас основывается на этом фундаменте, гармонично с 
ним соотносится. Разумный человек в своей деятельности стремится не принимать 
решения, диссонирующие со своим внутренним убеждением.  
Эти убеждения можно назвать принципами, идеологией, 
этическими нормами, совестью, представлениями о справедливости, добре и зле.
 
Правоприменительная деятельность государства — это, 
безусловно, разумная и чрезвычайно сложная и многообразная деятельность целого 
сообщества людей. Миллионы решений в год принимаются правоприменителями, 
превращая хаос социальных взаимоотношений в некую рациональную и объяснимую 
конструкцию. 
И в каждом из этих миллионов решений правоприменителя 
связывает некая ниточка с определенным фундаментом, той самой точкой отсчета, 
абсолютной ценностью, на которой базируется вся эта огромная конструкция. 
Такой абсолютной ценностью может быть вера в Бога, в Аллаха, 
в коммунизм, ею могут быть интересы государства и права человека. Такой 
ценностью может быть и смерть, как Путь Самурая. Важно, что эта ценность в 
каждом обществе может быть только одна, именно она его объединяет, она вызывает 
необходимость формировать из хаоса порядок вещей. Этот порядок с ней гармонирует 
и ей подчинен.  
Современная постсоветская Россия уникальна тем, что в ее 
правовой системе заложены два взаимоисключающих начала: интересы государства и 
права человека. 
Первая ценность пришла из прошлой эпохи, когда все в 
имперской России, а затем в советском обществе было подчинено интересам 
государства, когда под «общественным» понималось «государственное», а «личное» 
обязано было ему подчиняться. Именно поэтому преступления против государства и 
преступления представителей государства в российской правоприменительной 
практике, начиная с дела Веры Засулич, традиционно расцениваются по-разному, 
мера ответственности за первые существенно выше, чем за вторые.  
В уголовном законодательстве советского периода преступления 
против государства выделялись в отдельные составы по объекту, мера наказания по 
ним значительно превышала меру наказания за аналогичные деяния в отношении 
частных интересов. Государевы люди пользовались всеми возможными привилегиями, 
поскольку считалось, что выполняют они особо трудные задачи. Основываясь на 
подобной позиции, например, факт применения насилия милиционером в отношении 
задержанного преступника в ходе чрезвычайных государственных мер по борьбе с 
преступностью воспринимается как вынужденная допустимая мера, как издержки на 
верном пути («лес рубят — щепки летят», «чрезвычайная комиссия по борьбе…», 
«головокружение от успехов», «временные меры», «чрезвычайная ситуация», «контртеррористическая 
операция», «режим усиления», «чрезвычайные меры по борьбе…» и пр.).  
В конце 80-х годов прошлого века в страну ворвалась 
демократия со своими ценностями. В начале 90-х годов прошлого века Россия 
провозгласила себя демократическим государством. Вслед за этим в правовую 
систему были занесены ранее чуждые ей принципы демократии и ценности прав 
человека. Концепция судебной реформы 1991 г., Конституция 1993 г., решения 
Конституционного суда, значительная либерализация в первой половине 90-х годов 
уголовного, уголовно-процессуального, исправительно-трудового законодательства 
ввели новые ценности в правоприменительную и судебную практику.  
Тем не менее после сворачивания либеральных реформ в середине 
90-х годов российская правовая система оказалась в странной ситуации. Старые, 
инквизиционные, государственнические традиции не уничтожены, а новые, 
демократические, до конца не прижились. Установились две взаимоисключающие 
позиции. Внешний облик сохраняется демократическим, а внутреннее содержание ему 
не соответствует. 
В этой связи в весьма хаотичном и противоречивом российском 
законодательстве чрезвычайно трудно найти адекватное отражение (имплементацию) 
логики Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод (далее — 
Конвенция). Эта же логика состоит из нескольких уровней: 
1-й уровень — государство должно встать на позицию высшей 
ценности неотъемлемых прав и свобод человека; 
2-й уровень — государство должно предпринимать активные 
действия, двигаясь в направлении обеспечения гарантий прав человека; 
3-й уровень — представители государства ни при каких 
обстоятельствах не должны нарушать права человека в своей деятельности (за 
исключением прямо указанных в Конвенции условий); 
4-й уровень — в случае нарушения прав человека органы 
государства должны провести эффективное расследование этого факта, включая 
выявление причин и условий нарушения, установления виновных должностных лиц, 
привлечения их к ответственности; 
5-й уровень — пострадавший от нарушения прав человека должен 
получить от государства денежную компенсацию, адекватную причиненному вреду. 
В современном демократическом мире, мире высоких технологий, 
быстрых коммуникаций и огромного потока информации, инквизиционный атавизм 
российской правовой системы и правоприменительной практики выглядит как дурной 
запах от человека в приличном обществе.  
Европейский суд по правам человека на этом фоне де-факто 
становится некоей высшей судебной инстанцией для россиян, его решения 
существенным образом влияют на российскую правоприменительную практику, у 
юристов возникает вполне осознанное желание понять и принять принципы 
деятельности Европейского суда и Конвенции. Здесь возникает масса нестыковок и 
коллизий, обнажающих порой явное несоответствие российского законодательства, а 
главное, правоприменительной практики этим принципам. 
В таких условиях изложенный в книге глубокий анализ истоков и 
смысла позиции, логики Европейского суда по правам человека, по кирпичику 
разбирающего каждое дело, чрезвычайно важны. Особенно важно привязывать эту 
логику к российской действительности и прививать ее местным правоприменителям. 
Как только критическая масса представителей государства, воспринимающих права 
человека фундаментом и основой основ, будет преодолена, в России пойдут 
необратимые позитивные процессы, превращающие ее в полноправную европейскую 
демократическую державу.  
  
Павел Чиков,  
кандидат юридических наук,  
магистр государственного администрирования,  
председатель Ассоциации групп общественных расследований,  
руководитель правового отдела фонда «Общественный вердикт»,  
директор проектов Правозащитного центра г. Казани  |